24.07.2017

На официальном сайте Генеральной прокуратуры Белоруссии 20 июля опубликована прелюбопытнейшая информация:

«Генеральной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок осуществления предпринимательской деятельности при использовании объектов историко-культурного наследия.

В целях создания надлежащих условий сохранности, восстановления, содержания и использования историко-культурных ценностей Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 527 «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» установлен порядок осуществления юридическими (физическими) лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность, и уплаты компенсаций за урон, причиненный таким ценностям. Отчисления следует производить ежегодно от прибыли при осуществлении деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на историко-культурную ценность.

Однако, как установлено в ходе проверки, требования названного законодательства в полной мере не выполнялись, в том числе ввиду ненадлежащего контроля со стороны руководства Министерства культуры и местных исполнительных комитетов, ответственных за его реализацию.

Внесение отчислений обусловлено ограничением доступа граждан к историко-культурным ценностям, изменением архитектурных форм, внешнего облика и внутреннего пространства зданий. Нередко на их фасадах были смонтированы трубы, вытяжки, промышленные кондиционеры, а на крышах – антенно-фидерные устройства электросвязи компаний, операторов сотовой связи.

Анализ сложившейся ситуации показал, что отчисления носили единичный характер и не были связаны с реализацией норм законодательства.

Для устранения выявленных нарушений Генеральной прокуратурой в Совет Министров Республики Беларусь направлена соответствующая информация, в Министерство культуры внесено представление.

Проведены мероприятия по установлению и учету субъектов хозяйствования, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на объекты истории и культуры (в настоящее время – более 2 тыс. плательщиков).

Принятые прокурорами меры позволили в текущем году направить на восстановление памятников историко-культурного наследия свыше 400 тыс. рублей (в сравнении с 2016 годом объем средств увеличился более чем в 16 раз), в частности на финансирование работ по капитальному ремонту Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви в г. Гродно, консервации Княжеской башни историко-культурной ценности «Остатки замка XIV в. в д. Крево Сморгонского района», реставрации отслоившихся фресковых росписей XII в. Спасо-Преображенской церкви в г. Полоцке».

Комментарий «Хранителей Наследия»:

Несмотря на скромные цифры (речь ведь о белорусских рублях), весьма интересный опыт. В законодательстве страны, между прочим, формально состоящей с Россией в одном Союзном государстве, заложен своеобразный налог за воздействие на объекты культурного наследия, в том числе и на ограничение доступа к ним, не говоря уж о возмещении нанесенного урона памятникам урона. Т.е. фактически – налог за эксплуатацию культурного наследия в коммерческих целях.

Если подойти к этому делу с умом, то введение подобной практики в России представляется не только перспективным, но и справедливым. Значительная часть коммерческой деятельности «хозяйствующих субъектов» построена на эксплуатации ресурса культурного наследия, Это отнюдь не только экскурсионная деятельность или производство сувениров с изображением исторических памятников. Это в первую очередь бизнес строительный. Реклама квартир «с видом на Кремль» и т.п. – это именно эксплуатация культурного наследия. Бизнес-центр «в уютном историческом районе» - то же самое. И при этом - никаких отчислений в пользу эксплуатируемых объектов культурного наследия, из которых и даже из соседства с которыми фактически извлекается коммерческая прибыль.

Так что к белорусскому опыту нужно пристально присмотреться.

Фото: фрагмент фасада Борисоглебской Коложской церкви в Гродно - Аляксей Мацеша, CC BY-SA 3.0