08.08.2017

Выдающийся памятник советской архитектуры 1930-х годов, Речной вокзал в Твери непрерывно рушится с вечера 7 августа до настоящей минуты. СМИ ведут трансляцию обрушения практически в режиме он-лайн.

Верхняя ротонда здания накренилась, и от нее периодически отпадают очередные фрагменты. Здание оцеплено полицией и МЧС. Боковые крылья и железобетонные колонны центрального ядра пока стоят.

По сообщениям прессы, происходящее бойко снимают на свои гаджеты и транслируют в Интернет иностранные туристы с теплоходов. У себя на родине они вряд ли такое увидят.

Тверское позорище в прямом эфире вышло на международный уровень.

Последний сообщил журналистам, что судьба памятника архитектуры « будет решаться с учетом мнения горожан, вопрос требует общественных слушаний».

Как пояснил г-н Белоцерковский, «мы знаем, что здание с 1990-х годов находится в аварийном состоянии и не используется по прямому назначению. Проект по реконструкции вокзала и его воссозданию есть, но его реализация очень дорогостоящая, и поиски инвесторов пока не принесли результатов.

Проведём экспертизу и решим, что делать с тем, что осталось: если мы хотим воссоздать памятник, то как это сделать, возможна ли реставрация или это будет полное разрушение и новое воссоздание из современных материалов».

Для «Хранителей Наследия» - комментарий координатора градозащитного проекта «Тверские своды» Павла Иванова:

- Я стою возле Речного вокзала. Буквально минуту назад рухнул огромный кусок стены центральной ротонды. Ответственность за состояние памятника была возложена на областную картинную галерею, которой передали Речной вокзал после ухода оттуда Центра современного искусства галериста Марата Гельмана. В 2011-2012 гг. происходили противоаварийные работы. Какие-то работы проводили совсем недавно, тендеры разыгрывались в прошлом году. Есть предположение, что обрушение – следствие того, что верхняя часть здания, на которой сделали железобетонную стяжку, не была должным образом укреплена, но это должна выяснить комиссия. Что будет дальше с памятником? По моему впечатлению, они это восстановить не смогут. А будет все – как скажет наш губернатор.

По информации, поступившей в редакцию из Центрального Совета ВООПИК, общество готовит обращение к губернатору Тверской области Игорю Рудене.

Председатель ЦС ВООПИК Артем Демидов: «Ситуация сама по себе трагична, ведь здание Речного вокзала можно считать одной из визитных карточек Твери. Конечно, в силу общественного резонанса, власти сейчас начнут немедленно заниматься вокзалом. И, может быть, это единственный плюс. Но это - очень плохая тенденция. Обрушение речного вокзала и многие другие похожие случаи демонстрируют системные проблемы в сфере охраны наследия. О них ВООПИК заявлял на последнем съезде в Москве. Дело в том, что мы никогда не сохраним все наши памятники только лишь за счет государственных средств. Бюджетных денег очевидно не хватает и не хватит, наследие разрушается на наших глазах. Поэтому важно искать и поддерживать альтернативные формы спасения наследия: государственно-частное партнерство, добровольческое движение, сбор народных средств».

Комментарий «Хранителей Наследия»: подхватывая мысль г-на Белоцерковского – а разве не заслужило само областное правительство (во всяком случае, его культурная и памятнико-охранная часть) «полного разрушения и нового воссоздания»? Ведь памятник регионального значения, переданный областной картинной галерее – это исключительно его зона ответственности. Если за культурной катастрофой в прямом эфире посреди областного центра не последует оргвыводов – значит, катастрофа становится нормой тверской культурной жизни.

P.S. В правительстве Тверской области обрушение объяснили атмосферными осадками и "прочими факторами".

P.P.S. Почему на самом деле рухнул Речной вокзал. Версия градозащитного портала "Тверские своды".

Досье. Речной вокзал считается лучшим памятником архитектуры советского периода в Твери и одним из символов города. Построен в 1935-1938 гг. к открытию Иваньковского водохранилища. С 2002 года здание не используется. В 2011-2012 гг. проводились ремонтные и противоаварийные работы.

Фото: Артем Белугин/соцсети