nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Гоголь падает из-за кулис на сцену и смирно лежит
Пушкин (выходит, спотыкается об Гоголя и падает)
Вот чёрт! Никак об Гоголя!
Даниил Хармс
Падение скульптурного Гоголя с фасада доходного дома Бройдо в Плотниковом переулке гулким эхом пронеслось по СМИ и соцсетям. Правда, есть сомнения в том, что это был именно Гоголь. Верхняя часть неопознанного летающего объекта культурного наследия упала уже давно. Так что доподлинно можно утверждать, что 24 июля 2017 года на мостовую рухнула нижняя часть некоего столпа русской литературы. Однако 25 июля этот условный Гоголь разбудил Мосгорнаследие, до того около десяти лет переписывавшееся с жильцами дома и общественными активистами на тему, кто же должен проводить реставрационные и противоаварийные работы среди пикирующих писателей.
На официальном сайте Департамента культурного наследия Москвы появилось сегодня следующее заявление:
«Департамент культурного наследия города Москвы информирует о начале противоаварийных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1907 г., архитектор Н.И.Жерихов» по адресу: Плотников пер., д. 4/5.
Данный объект представляет собой жилой дом и находится в собственности физических лиц. Безусловным украшением здания являются фризы со скульптурными композициями, изображающими классиков русской литературы в античных образах.
Фасады памятника находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ. Согласно действующему законодательству собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем состоянии.
Еще в 2012 г. Мосгорнаследием было согласовано колористическое решение фасадов для осуществления текущего ремонта и в 2013 г. - проект реставрации и приспособления объекта, предусматривающий в том числе реставрацию и восстановление уникальных скульптурных барельефов.
«Мосгорнаследие неоднократно обращалось к собственникам по поводу проведения работ по сохранению объекта. Данные работы не были проведены. В связи с этим Департамент культурного наследия г. Москвы планирует привлечь ТСЖ к административной ответственности. 24 июля 2017 г. сотрудниками Мосгорнаследия осуществлен выезд на объект, в результате которого зафиксировано обрушение части лепного декора. В ближайшее время будет составлена картограмма утрат и разработана программа по их восстановлению и реставрации. В то же время в целях обеспечения сохранности здания в течение недели на объекте будут установлены леса для проведения неотложных противоаварийных работ на объекте», - отметил руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
По завершению противоаварийных работ планируется выполнение полномасштабных работ по сохранению объекта. Основные работы планируется завершить в марте 2018 года».
Ну, в общем, вышло подтверждение всех национальных поговорок. Пока Гоголь не грянет – департамент не перекрестится. Гоголя бояться – в город не ходить. Гоголь от Пушкина недалеко падает.
Декабристы разбудили Герцена...
Гоголь разбудил Мосгорнаследие, Мосгорнаследие развернуло реставрационную агитацию.
Вопрос "Хранителей Наследия": сколько раз можно было бы в 2007-2017 гг. отреставрировать фасад дома Бройдо, если выделить на это 1 (один) процент бюджетных средств города Москвы, отпущенных в 2017 году на программу «Моя улица»?
Досье. Доходный дом Бройдо построен в 1907 году по проекту известного архитектора Николая Жерихова. Его фасады украшены скульптурными композициями, изображающих классиков русской литературы в античных образах. По одной из краеведческих версий, скульптор Л.С. Синаев-Берштейн сделал их для Музея изящных искусств на Волхонке. Но заказчик – создатель музея И.В. Цветаев отверг их. Позже они были установлены на доходном доме в Плотниковом переулке. «Народная» версия (хронологической и стилистической критики, понятно, не выдерживает) проще: дом на углу Плотникова и Малого Могильцевского переулков – бывший «веселый дом», который посещали Пушкин, Гоголь и Лев Толстой, отчего они и изображены на его фасаде. В обнимку отнюдь не с музами.
Фото: А. Новичков, «Москва, которой нет»