19.07.2017

19 июля вся Тюмень следила за пожаром в старинном доме на улице Осипенко, 31. Следить было нетрудно, поскольку клубы черного дыма заволокли небо над всем центром города. Очевидцы свидетельствовали, что огонь начал распространяться с кровли.

Здание – объект культурного наследия регионального значения. Его официальное название – «Дом В.Л. Жернакова, в котором в 1919-1922 гг. находилась Тюменская губернская чрезвычайная комиссия».

По сообщениям тюменских СМИ, здание находится в собственности ООО «Мегаполис-Сервис», которое восстанавливало его в течение 5 лет. К концу 2017 года владельцы намеревались завершить 80 процентов работ. В доме в разные годы планировалось открыть музей и ресторан.

 

Татьяна Савостина, гендиректор компании «Мегаполис-Сервис», рассказывала журналистам о доме Жернакова: «За годы я с ним сжилась, он теперь совсем родной. Я же каждый уголок знаю, каждую балку. Помню, как выглядит большая резная арка, которая сейчас находится на реставрации. Когда с нее сняли все слои краски, оказалось, что под ними — рисунок, который резчик по дереву нанес перед тем, как приступить к работе, и по которому резал. Помню, что кованые перила балконов тоже пришлось очищать от краски, каждый завиток — вручную. Или вот изразцы двух печей, что сейчас сложены в ящики».

И о планах: «Сначала хотела открыть здесь ресторан, я знаю этот бизнес. Но сейчас время такое. кризис в первую очередь бьет по общепиту: когда у людей денег мало, они лучше поедят дома, чем пойдут в ресторан. Да и не очень мне теперь интересно заниматься этим видом бизнеса. Так что, пока не решила. Но музей Жернаковых будет точно, отведем для него место. Мне даже иногда снится, как все тут будет выглядеть. Можно сказать, я мысленно уже мебель расставила».

Tumen31.jpg

Дом купца 1-й гильдии Василия Жернакова, судовладельца, зерноторговца и почетного гражданина Тюмени, построенный в 1909 году, согласно официальным описаниям, представлял собою «уникальный образец каменно-деревянной застройки, в котором сочетаются мотивы неорусского стиля с принципами модерна». В нижнем этаже размещалась пароходная контора, в верхнем – жилье.

Итоги дня. Дом выгорел полностью, остались только кирпичные стены, "да и те повело". В реставрацию памятника было вложено 33 млн рублей.

Комментарий искусствоведа Елены Козловой-Афанасьевой (Тюмень):

- Это не "дом Губчека" сгорел. Это сгорел уникальный подлинник тюменской архитектуры, памятник начала 20 века. Именно подлинное архитектурное произведение - здание с сохранившимися интерьерами, в которых была и лепнина и резьба, здание с сохранившимся внешним убранством, материалом, конструкций, в деталировке, в том числе купольных покрытий - достаточно сложных.

Для провинциального сибирского города это был незаурядный объект. И реставрация его шла как полагается. Долго, неспешно, тщательно в деталях, причем с полным участием и вниманием собственника. Наши сотрудники сегодня были с авторским надзором с 11 до 12 дня. А в 12.30 вспыхнул пожар. Все сгорело дотла. Причем в одночасье и среди бела дня.

Я считаю, что сегодня произошла огромная трагедия для культуры города, исторической архитектуры Тюмени, городской ее среды, и дела реставрации. Просто черный день. Это невозможно будет восполнить. Мы, все специалисты, в шоке сегодня.

Фото: Официальный портал органов власти Тюменской области,  Александр Тодоров/vk.com. Видео: Сергей Полушин/vk.com