12.07.2017

Провожая в последний путь скончавшегося 9 июля 2017-го художника Илью Глазунова, федеральное Министерство культуры отчего-то не вспомнило о его заслугах на ниве сохранения памятников отечественной истории и архитектуры.

А ведь в середине 1960-х Илья Глазунов был одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выступал против проектов Генерального плана Москвы, угрожавших окончательным разрушением исторического центра города. Участвовал в создании тут же запрещавшихся властями выставок и альбомов, посвященных Старой Москве и ее утратам.

Нельзя не обратить внимание на только что появившуюся в «Литературной газете» публикацию литератора Валентина Осипова, в которой воспроизводится текст «Письма Ильи Глазунова» лидеру Советского государства.

«В 1974 году Илья Глазунов просил отпечатать в издательстве «Молодой гвардии», где мне пришлось быть главным редактором, - пишет В. Осипов, - свое протестное письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу. Публикую из подаренной мне копии наиболее характерные извлечения, отточия показывают места сокращений».

Судя по тексту и контексту, речь все же идет не о единоличном письме Ильи Глазунова, а о коллективном обращении к Брежневу. Жанр этот был в те годы весьма популярен; а слова "отпечатать в издательстве" означают вовсе не то же самое, что в наши дни: возможно, авторы хотели распространять свой документ в "самиздате". И не удивительно: ни одно издательство или орган официальной партийно-советской печати в те годы такой текст публиковать не посмели бы. Нелицеприятная критика «социалистического строительства Москвы» требовала от подписантов гражданского мужества.

Но именно его и требовала в те годы погибающая Москва. Конец 1960-х – начало 1970-х в Москве – это отнюдь не только проектирование «заповедных зон». Это снос почти всей Большой Якиманки, взрыв храма Иоакима и Анны в Замоскворечье, снос Казанского храма у Калужских ворот, снос углового дома у Пречистенских ворот, попытка сноса Красных и Белых палат, отраженная нашими героическими предшественниками.  Это снос исторических кварталов у самого Кремля, в начале Знаменки, Волхонки и Моховой (пресловутая «лужайка Никсона», спустя сорок с лишним лет неожиданно ставшая площадкой для памятника князю Владимиру). Это беспощадные к старому городу – причем засекреченные – градостроительные проекты. И т.д. и т.п., ежедневно и повсеместно.

Теперь – от контекста к тексту:

«Многоуважаемый Леонид Ильич! Мы обращаемся к Вам по делу, которое нуждается в Вашем личном вмешательстве. В своих выступлениях Вы неоднократно говорили о бережном отношении к культурному наследию прошлого. В частности, во время Вашей поездки в Польшу вы говорили о Варшаве, о «её бережно восстановленных памятниках старины, реликвиях национальной истории, о гармоничном сочетании истории и современности, народной традиции и социалистическом обновлении, в которых заключён “секрет обаяния” польской столицы».

...Мы категорически не согласны с действиями Главного архитектурно-планировочного управления (ГлавАПУ) Москвы, которое, прикрываясь необходимостью реконструкции города, практически разрушает исторический центр Москвы. Пробивка новых магистралей и расширение старых подвергает разрушению самые ценные в историческом и художественном отношениях улицы и кварталы города, такие как Ордынка, Пятницкая, Полянка, Метростроевская, проспект Калинина, улицы Герцена. Качалова, Чехова, Карла Маркса (бывшая Басманная), Бауманская, Фрунзе, Волхонка, Манежная, Огарёва, Художественный проезд, Кузнецкий Мост и др. Запланировано уничтожение всей исторической застройки Замоскворечья.

...Сносятся мемориальные здания, связанные с именами лучших представителей русской культуры и истории: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Герцен, Огарёв, Суворов, Боткин, Суриков и др., с революционными событиями 1905 г.

...Наши дети, наши потомки помянут недобрым словом тех, кто разрушил старую Москву и превратил её в населённый пункт, застроенный стандартными новостройками с одинокими музейными экспонатами случайно уцелевших памятников архитектуры.

...Речь идёт о деле, которое не терпит отлагательства. Именно сейчас решается вопрос о будущем Москвы. Будет ли Москва, подобно всем великим столицам мира, состоять из старого города и растущего нового. Или на месте Москвы будет построен совершенно новый населённый пункт с современной архитектурой и планировкой.

...Мы просим о сохранении всего 2 процентов площади столицы, заключённой в пределах Садового кольца. Именно в этой части заключено всё её историческое величие. Если мы утратим этот ценнейший элемент города, мы будем иметь не великую древнюю столицу, а “великие Черёмушки”.

Не отдельные памятники, находящиеся в этой части города, но целые улицы и кварталы составляют единый музей русской национальной культуры и историко-революционных традиций.

Мы категорически возражаем против недопустимых действий Посохина (гл. архитектор Москвы. – В.О.) и ГлавАПУ и убедительно просим объявления в пределах Садового кольца заповедной зоны с соответствующим режимом советского законодательства. Как это осуществлено не только во всех крупнейших столицах мира, но и столицах наших республик: Риге, Вильнюсе, Таллине и др.

Проекты застройки центрального района Москвы должны согласовываться с государственными органами охраны памятников истории и культуры. Эта зона принадлежит не Посохину и не ГлавАПУ. Она принадлежит истории, уничтожать которую никто не имеет права ... »

mb10.jpg

Послесловие «Хранителей Наследия».

Старые документы очень полезно читать.

С 1974 года прошло сорок с лишним лет. Ни одна проблема, поставленная в этом тексте, кардинально не решена.

Исторические здания все так же бесшабашно сносятся. В пределах Садового кольца нет никакой заповедной зоны, зато полно зон беззастенчивого нового строительства. Проекты застройки центрального района Москвы согласуются с кем угодно, только не с государственными органами охраны памятников.

И речь, как и сорок с лишним лет назад, идет о деле, которое не терпит отлагательства.

Заглавное фото (источник - a-dedushkin.livejournal.com): Москва, конец 1960-х – начало 1970-х гг. Снос исторических зданий в конце четной стороны Большой Якиманки.

Фото в тексте: Москва, май 2017 года. Снос дома Неклюдовой XVIII века на Малой Бронной улице.