nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
В Бежецке Тверской области может закрыться единственный в стране музей Николая Гумилева. А вместе с ним и еще два - Музей малины и Музей скульптора Николая Ятченко. Все они размещались в местном Доме молодежи.
Эта тревожная новость появилась на прошлой неделе: директор Дома молодежи Галина Козловская заявила о том, что музейные экспонаты возвращаются хозяевам. Сложившуюся ситуацию она объяснила неразрешимым конфликтом с заместителем главы района Светланой Корнеевой, курирующей вопросы культуры.
Музей Николая Гумилева чаще называют народным. Он был создан в 2012 году при участии Гумилевского общества и его председателя — культуролога, кандидата педагогических наук Ольги Леонидовны Медведко-Лукницкой. Экспонаты собирали, что называется «всем миром». Много интересных подлинных документов, связанных с Павлом Николаевичем Лукницким – первым биографом Николая Гумилева, различные издания книг, фотографии… В Бежецке есть сплоченная команда молодых энтузиастов, в которую входят культурологи, краеведы, экскурсоводы. Они проводят в Бежецке и в усадьбе Слепнево в августе Гумилевский фестиваль.
Журналисты портала Tverigrad.ru поговорили со Светланой Корнеевой по телефону. Вот расшифровка беседы:
***
– Светлана Михайловна, по словам директора Дома молодежи «Сельмаш» Галины Козловской, музеи закрыты для посетителей с 23 июня.
– Никаких распоряжений о закрытии этих музеев ни администрация Бежецкого района, ни, насколько знаю, администрация городского поселения Бежецк не издавали. То, что музеи сейчас закрыты для посещения, – это личное решение директора Дома молодежи Галины Яковлевны Козловской, которая с 3 июля сложит свои обязанности. Надеюсь, что после этого новое руководство Дома молодежи наведет порядок и откроет музеи для посещения.
– Галина Яковлевна уверяет, что часть экспонатов этих народных музеев уже покинули стены Дома молодежи и вернулись к их бывшим владельцам.
– Во-первых, это не народные музеи, они официально не имеют такого статуса, это обыкновенные экспозиции, достаточно убогонькие. В свое время мы предлагали Галине Яковлевне передать часть экспонатов в «Дом поэтов» в селе Градницы – официальный государственный музей, где размещена и очень хорошая экспозиция, посвященная Николаю Гумилеву. Но она отказалась, мотивируя отказ тем, что это «ее экспонаты и она не хочет отдавать их в чужие руки». Судя по тому, что происходит сейчас, она действительно считает музеи в Доме молодежи своей собственностью и теперь по своему усмотрению раздает экспонаты.
– Почему вы не вмешаетесь в это?
– А что мне делать? Драться, что ли, с ней?
– Какова сейчас ситуация с домом на улице Чудова, где раньше жили сам Николай Гумилев, его мама, сын Лев, Анна Ахматова и другие родственники? Еще несколько лет назад здесь планировалось создать государственный музей Николая Гумилева.
– Да, в администрацию района поступали соответствующие письма от Гумилевского общества. Но в этом доме сейчас проживает несколько семей, которые приватизировали квартиры и являются их владельцами. Чтобы их всех расселить, необходимо довольно много средств, которые в бюджете района не предусмотрены.
***
Судя по интонации ответов, поводом для обострения ситуации могли стать мотивы личного характера. Их мы обсуждать не будем. Но из слов замглавы можно сделать выводы о ее отношении к музею и теме его развития: «экспозиция убогонькая», «предлагали передать».
То есть городской власти экспозиция не нужна. Иначе – почему же не помочь (пусть даже на уровне словесном, эмоциональном) сделать экспозицию «богатенькой»? Зачем же «предлагать передать» – при том, что трудно сыскать более подлинное «гумилевское» место, чем Бежецк? Да и вообще чем больше музеев – тем лучше…
Впрочем, отношение к теме видно вполне отчетливо из ситуации с объектами, связанными с Гумилевыми. Ведь в городе можно сделать мощное мемориальное место. До наших дней на улице Чудова сохранился дом № 68/14, где жил Николай Гумилев и Анна Ахматова. Сейчас это обычный жилой дом.
В 2011 году Евгений Евтушфенко, Эльдар Рязанов, Алексей Баталов, Алла Демидова, Вениамин Смехов и другие известные деятели российской культуры обратились к президенту и премьер-министру России с просьбой открыть на базе дома 68/14 Государственный литературно-мемориальный музей Николая Гумилева. Однако – воз и ныне там.
Домов, которые могут стать мемориальными – множество, а экспозиция ютится в Доме молодежи. А теперь и вообще может исчезнуть. Энтузиазм – ресурс исчерпаемый.
А может, на это и расчет?