nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
На улице Льва Толстого в Казани, прямо на территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание института благородных девиц, 1838-1841 гг., архитекторы М.П. Коринфский, Ф.И. Петонди, А.И. Песке», полным ходом идет строительство нового корпуса военного Суворовского училища, которое занимает памятник архитектуры. Федеральный закон о культурном наследии напрямую запрещает такую стройку, но военным строителям он, судя по всему, не указ.
Республиканское Минкультуры по данному факту проводило проверки, выносило предписания. Еще бы – осенью 2016 года, например, был зафиксирован вопиющий факт незаконного демонтажа дорического 6-колонного портика на фасаде памятника. Но гром не грянул.
Из Минобороны РФ в Казань пришло официальное письмо, с приложенным разрешением на капитальное строительство от 17 марта 2017 года, в котором приводится ссылка на статью 51 Градкодекса РФ, но нет даже упоминаний о 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».
Вокруг этого проекта уже два года в Татарстане идут дискуссии: увы, не о прекращении стройки, невозможной по закону, а по вопросу изменения границ территории объектов культурного наследия регионального значения - «Здание института благородных девиц» и «Сад Родионовского института благородных девиц» (ул. Толстого, д.14) - для капитального строительства на данной территории. Как будто бы одобренную экспертами и утвержденную органами власти территорию памятника можно кромсать в зависимости от строительных намерений! Закон такого не предусматривает.
Помощник Президента Татарстана по вопросам охраны культурного наследия Олеся Балтусова – «Хранителям Наследия»:
«Суворовскому училищу необходимо новое общежитие, Минобороны выделило деньги – это понятно. Но как можно проектировать и строить без всякого учета существующих территорий памятников и зон охраны!? Проектная организация «Татинвестгражданпроект» не придумала ничего лучшего, чем пристроить пятиэтажный корпус, да еще в стиле хрущевки, прямо к классическому зданию памятника архитектуры. От Минкультуры Татарстана фактически требуют урезать границы объекта культурного наследия ради нового строительства, что закон прямо запрещает. На наши возражения – «аргумент»: ваш памятник все равно ниоткуда не видно!
Нельзя ставить госорган охраны памятников перед фактом. Инициаторы строительства должны были сначала обратиться к республиканским властям, чтобы узнать, возможно ли такое строительство в принципе. Уже два года назад можно было начать искать иное место для строительства и не уродовать прекрасный памятник казанского классицизма».
Территории затрагиваемых строительством объектов культурного наследия утверждены постановлением Кабинета Министров Татарстана № 86 от 11 февраля 2013 года. По нашей информации, чтобы легализовать стройку, «Татинвестгражданпроект» предлагает урезать границы территории памятников фактически до отмостки здания Института благородных девиц. То есть попросту лишить памятник территории. Про грубое искажение исторического облика объекта культурного наследия пятиэтажной пристройкой к нему и говорить не приходится.
По факту несанкционированного демонтажа дорического портика, после неоднократных обращений Минкультуры Татарстана, Военной прокуратурой Казанского гарнизона в адрес начальника училища вынесено представление об устранении нарушений закона. Но никакие нарушения не устранены.
Незаконное строительство нового корпуса идет без разрешения казанских городских властей, без согласования Минкультуры Татарстана, без решения действующей в республике Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях.
Комментарий «Хранителей Наследия»: Министерство обороны настаивает на «экстерриториальности» своего строительства отнюдь не только в Казани. Можно вспомнить снос в 2013 году в Москве исторических казарм Саперного батальона в Сокольниках ради строительства жилого дома для военных. Казармы не имели статуса памятника архитектуры, но общий подход был тот же: военное ведомство не согласовывало снос с городскими властями и даже не запрашивало от них согласований по строительству, которое ныне почти завершено.
Но если отдельные министерства и ведомства могут, никого не спрашивая, вести строительную деятельность отнюдь не в пустынях, а в исторических городах – это по сути означает, что на территориях, где они распоряжаются, не действуют ни Градостроительный кодекс, ни Федеральный закон о культурном наследии. Это и незаконно, и ненормально. В такой ситуации не может оставаться в стороне Министерство культуры РФ как федеральный орган госохраны культурного наследия. Оно должно отстаивать позицию закона и права региональных органов охраны памятников. Возможно, вместе с военным ведомством Минкультуры РФ сможет выработать механизм совместного контроля за соблюдением градостроительного и охранного законодательства в подобных случаях.