nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Сразу после июньских праздников возобновятся археологические работы на Георгиевском храме Юрьева монастыря и церкви Благовещения на Рюриковом городище в Великом Новгороде.
Как известно, храм Благовещения XIV века был возведен вместо храма 1103 года, являвшегося после Софии второй каменной постройкой Великого Новгорода. Причем «вместо» не означает «на месте». В прошлый археологический сезон экспедиция МГУ под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова раскрыла западную часть первоначального храма, которая выходит за пределы храма XIV века. Сейчас этот раскоп засыпан примерно на метр, так как в противном случае с учетом скорости промерзания – это где-то 10 см в год – от уцелевших фрагментов храма ничего не останется уже лет за сто. Музеефицирована эта часть не будет.
В этом году планируется работать уже внутри сохранившейся церкви Благовещения. И то, что будет найдено – ожидается, что это будет южная стена и три алтарных апсиды XII века - станет объектом показа и будет накрыто прозрачным куполом.
«Реализовывается довольно амбициозный проект реставрации руин храма XIV века, очень корректный, на мой взгляд, - рассказал «Хранителям Наследия» Владимир Седов. - Его не достраивают, не делают развлекательную туристическую разлюли-малину, а создают этакое состояние красивой консервации. То есть человек, входя в храм XIV века, сможет через стекло увидеть еще и фрагменты первоначального храма XII века».
Отчет с анализом результатов прошлогодних открытий занял шесть томов. Но работа продолжается. Как говорит Владимир Валентинович, ощущение того, что раскрыта очень важная часть истории, было уже и во время раскопок, но тогда все шло в темпе марафона. Затем настал этап анализа и осознания. Что же заставило новгородцев XIV века сломать старый храм, почему новый был возведен несколько в стороне?
«Итак, сейчас мы знаем, что храм Благовещения XII века не был самым большим в тот исторический период. Георгиевский собор Юрьева монастыря был построен всего на 16 лет позже, но превосходит его по размерам раза в полтора. Храм XII века был разрушен, видимо, потому, что современникам не представлялось возможным его отремонтировать. Но построили новый храм неожиданным образом: не на фундаменте старого, как это было принято, а несколько в стороне. Можно предположить, что первоначальный храм был снесен, площадку разровняли и просто про нее забыли.
К тому же изменили азимут нового храма: возможно, это было связано со временем года. Старый храм возводили в середине лета, новый XIV века – ближе к весне, поэтому и апсида сдвинута чуть севернее.
Самое интересное, что фундаменты, которые мы нашли - западную часть первоначального храма - в конце 1960-х обнаружил Михаил Константинович Каргер. Но по каким-то причинам в тот момент не получилось настоять на значимости находки. Впоследствии ее прикрыли толем, досками, со временем все это сгнило, затянулось… Так что выходит, что западная часть храма трижды была засыпана в своей истории: в XIV веке при сносе, затем уже после экспедиции Каргера, и вот теперь в 2016 году».
В 2016 году экспедиция Седова обнаружила сотни фрагментов уникальных фресок с ликами святых, граффити, декоративные элементы, мелкие предметы материальной культуры времен Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Весь год шел анализ находок, но работа эта еще не окончена.
«В прошлом сезоне мы нашли порядка сотни непонятных для нас сначала фрагментов какого-то стекла, - говорит Владимир Седов. - Оказалось, что это смальта, причем разноцветная, просто цвет изменился от времени. Так вот, оказалось, что ими не изображения святых были выложены, а это цветная декоративная мозаика, украшение храма. Ждем более точного мнения экспертов на этот счет. Мы нашли много вещей даже дохрамового периода – IX, X, XI веков: десяток наконечников, железные амулеты с молоточками Тора, которые, согласно поверьям, защищали владельца. Сейчас идет работа по анализу этих находок. То есть иногда бывает радость от находки на раскопе, во время работы, а иногда радость приносит открытие, сделанное уже потом, в результате «сидения» разных сотрудников экспедиции».
Работы на церкви Благовещения финансируются в рамках проекта "Сохранение и использование культурного наследия в России", реализуемого с участием Международного банка реконструкции и развития.
Финальный этап работ и панорама западной части храма XII века:
Дневник работ 2016 года на храме Благовещения с уникальными видеороликами раскопок можно посмотреть на сайте Новгородского музея-заповедника.
Что касается Георгиевского собора Юрьева монастыря, то работа археологов продолжится внутри храма и по фасадам. По словам Владимир Седова, там много саркофагов и довольно ярких и значительных погребений. Также обнаруживаются следы более поздних пристроек. В 2015 году в Георгиевском соборе московские археологи вскрыли каменную гробницу с чудотворными мощами архиепископа Новгородского XIII-XIV веков Феоктиста, считавшуюся утраченной последние 200 лет. Кроме того, здесь был обнаружен нацарапанный на фресках текст, который рассказал ученым о смерти и погребении в 1198 году малолетнего Изяслава, князя Великолукского.
Досье: В 1103 году сын киевского князя Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на Городище церковь Благовещения. В 1342-1343 годах на месте разрушенного храма XII века был выстроен новый храм, просуществовавший до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны он был почти полностью разрушен артиллерийским обстрелом. Церковь Благовещения представляла собой типичный памятник новгородского зодчества середины XIV века. Раскопками, проведенными у стен церкви Благовещения в 1934, 1966-1969 годах, удалось обнаружить нижние части стен храма 1103-го года, являвшегося второй по времени после Софии каменной постройкой Новгорода.
Городище – важный политический центр Новгорода на протяжении всей его истории. Ныне небольшое село, Городище в глубокой древности представляло собой один из очагов будущего города. Возможно, предшествовало городу. В XII веке, когда Новгородская вечевая республика окончательно сложилась, Городище становится не только официальной княжеской резиденцией, но и символом, и оплотом княжеской власти, сохранив эту роль вплоть до потери Новгородом политической самостоятельности.
Фото: Евгения Твардовская, http://novgorodmuseum.ru/