30.05.2017

С чувством глубокого удовлетворения отмечаем вступление столичного штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на тропу защиты московского архитектурного наследия. Давно пора, негоже отставать от вологодских, нижегородских и даже сахалинских коллег.

30 мая 2017 года на официальном сайте ОНФ появилось извещение о намерении столичного штаба добиваться наделения охранным статусом храма Николы в Ново-Дмитровской слободе (Долгоруковская ул., 25): «Представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Эксперты ОНФ уверены: храм Святителя Николая должен находиться под охраной государства».

В эксперты «фронтовики» призвали градозащитников: «Это нонсенс, что столь знаменитое здание, сохранившее части начала XVIII в., пусть и в перестроенном виде, сохранившее трапезную и колокольню в своем первоначальном облике проекта известного архитектора Николая Сильвестровича Курдюкова, не входит в список охраняемых государством памятников. Уже не говоря о том, что храм вошел в историю русской живописи: на картине Сурикова золотая глава храма замыкает перспективу дороги, по которой в санях везут боярыню Морозову», – рассказал эксперт Общероссийского народного фронта, координатор Общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов».

Как отмечают в московском ОНФ, «статус объекта культурного наследия создаст юридическую основу для дальнейших действий государственных органов, понуждений собственников или пользователей здания к правильному содержанию, заботе о нем с технической точки зрения, проведению работ по реставрации. Получение статуса объекта культурного наследия даст возможность восстановить объект и сохранить здание, которое является хранителем истории, органичной частью культурной жизни и уникального исторического облика столицы».

Отсутствие статуса объекта культурного наследия у старинного храма в центре Москвы и в самом деле выглядит и является нонсенсом. Но с точки зрения системы координат столичного градостроительства в этом нонсенсе есть самый что ни на есть практический смысл. Поскольку в 2000-е годы большой столичный девелопмент стал активно осваивать район Долгоруковской и Новослободской улиц. Причем в ближайшем соседстве от храма, переделанного в советские годы в штаб-квартиру «Союзмультфильма».

В блогосфере еще встречаются публикации, авторы которых помнили, что «храму Святого Николая угрожает снос. Его конструкции обветшали, многоярусная колокольня дала крен, который с началом строительства по соседству может стать опасным... существуют проекты его сноса и строительства на его месте гостиницы и копии колокольни. Община судится с инвесторами за спасение Святыни».

На рубеже 2010-х гг., по нашим сведениям, действительно обсуждались проекты «со сносом и воссозданием», причем воссозданное мыслилось как элемент будущего «многофункционального комплекса».

До такого безбожного дела, к счастью, не дошло, а вот наследство в виде здания, не имеющего статуса памятника, осталось. Выражаем надежду, что Мосгорнаследие не откажет ОНФ в любезности.

nikola221.jpg

Никольский храм в 1880-е годы, до постройки новых колокольни и трапезной

Досье. Первое упоминание о деревянном храме (вариант названия - Никола под Вязками) на этом месте относится к XVI веку. Каменный храм выстроен в 1672-1703 гг. В 1903-1904 гг. по проекту С.Ф. Воскресенского и Н.С. Курдюкова построили новую двухпридельную трапезную и шатровую колокольню.

Именно «Никола под Вязками» изображен Василием Суриковым на картине «Боярыня Морозова» (золотая глава в перспективе улицы). Художник, который в середине 1880-х жил на Новослободской улице в несохранившемся доме Збук, четко указывает на это в воспоминаниях о работе над "Боярыней Морозовой": "Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). У Подвисков в доме Збук. Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок. И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины - это Николы, что на Долгоруковской".

nikola23123.jpg

Церковь уцелела при «социалистической реконструкции» Москвы, хотя ее снос планировался еще в 1930 году. В 1936 году храм был закрыт и занят различными учреждениями. В 1944 году здание было передано под размещение киностудии «Союзмультфильм», которая въехала сюда в 1946-м.

Со стороны улицы храм был застроен пятиэтажным зданием в духе «сталинского классицизма». В 1993 г. зарегистрирована община храма, которая ютится в бывшем доме причта по соседству.

В ноябре 2016 года появились публикации о передаче здания верующим «в ближайшее время»,  которое пока что не наступило.