nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
В марте 2017 года в материале «Особый тувинский путь» мы рассказали нашим читателям о странностях государственной политики в области культурного наследия в Республике Тыва. Вопреки действующим нормам Федерального закона «Об объектах культурного наследия» работавшая в регионе с 2008 года Служба по охране культурного наследия была указом Главы Республики Тыва Шолбана Кара-Оола от 22 ноября 2016 года упразднена как самостоятельный госорган и присоединена к республиканской Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности. Несмотря на то, что 10-я статья Федерального закона о культурном наследии прямо предписывает регионам иметь специализированный, не наделенный иными функциями, госорган охраны памятников.
Члены Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Галина Маланичева (председатель ЦС ВООПИК) и Константин Михайлов (координатор «Архнадзора», главный редактор сайта «Хранители Наследия») решили восстановить действие федерального закона на территории Тувы с помощью правоохранительных органов. В конце марта 2017 года мы направили в Генеральную прокуратуру России письмо, в котором, в частности, указывали:
«Ст. 10 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено: «Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют... органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом».
Таким образом, федеральным законом установлено требование, согласно которому региональные органы охраны культурного наследия не могут быть наделены функциями, связанными с иными сферами деятельности.
Поскольку Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва исполняет разнообразные функции в самых различных сферах – от здравоохранения и образования до контроля розничного оборота алкогольной продукции – считаем исполнение ей функций государственной охраны объектов культурного наследия противоречащим требованиям ст. 10 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Просим Вас провести проверку изложенных фактов и принять необходимые меры по исполнению требований федерального законодательства об объектах культурного наследия».
Ответ пришел в середине мая… из Прокуратуры Республики Тыва, за подписью первого заместителя республиканского прокурора М.И. Санчая. Перечислив все и без того известные нам факты, прокурор сообщал, что полномочия упраздненного госоргана «полностью переданы». Указом Главы республики утверждена в январе 2017 года и новая структура региональной Службы по лицензированию и надзору, в которой «предусмотрен отдел по охране объектов культурного наследия в объеме 6 единиц».
И выводы: закон не нарушен, высшее должностное лицо Тувы «действовало в рамках предоставленных законом полномочий и в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 9.1» Федерального закона об объектах культурного наследия. «Оснований для принятия актов прокурорского реагирования не имеется».
С этим выводом невозможно согласиться, поскольку мы имеем дело просто со словесной эквилибристикой.
Два члена президентского Совета по культуре пишут: нарушена 10-я статья Федерального закона. Им отвечают: нет, все сделано в соответствии со статьей 9.1. На это не стоило тратить почти два месяца.
Ссылки на ст. 9.1 абсолютно безосновательны: подпункт 2 пункта 8 гласит, что высшее должностное лицо утверждает структуру органов исполнительной власти региона, осуществляющих переданные федеральные полномочия по охране памятников. Это право Главы Республики Тува никто не подвергает сомнению.
Но прежде чем утверждать структуру госоргана охраны памятников, его необходимо создать или реорганизовать в соответствии с требованиями 10-й статьи Федерального закона. А его-то Глава республики как раз и упразднил в ноябре 2016 года.
Неужели в Туву случайно попал какой-нибудь бракованный экземпляр закона, который обрывается на статье 9.1?
Мы ожидаем объективной правовой оценки происходящего в Туве от Генеральной прокуратуры России, в которую, очевидно, придется обращаться повторно.
На фото: самый знаменитый в последние годы памятник Республики Тыва – крепость Пор-Бажын