nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Потери исторической Москвы в майские праздники 2017 года не исчерпываются гибелью усадьбы Неклюдовой на Малой Бронной. 7 мая на Большой Андроньевской улице, 7/14 был закончен снос жилого дома и фабрики В. Григорьева (последней трети XIX века).
Двухэтажный дом, державший угол двух улиц, играл значительную градостроительную роль в панорамах района вокруг Андроникова монастыря, где старинных зданий осталось считанное количество. Входил он и в перспективные виды самого монастыря.
Кроме того, он имел и историческую ценность: его хозяин, фабрикант В. Григорьев, был братом Н. Григорьева, чье имя стало известным в столице в 2009-2010 гг., во время «Кадашевской обороны»: остатки его фабрики по соседству с храмом Воскресения в Кадашах были с невероятным напряжением сил сбережены от сноса.
Все эти материи, разумеется, не произвели ни малейшего впечатления на московскую мэрию, которая вынесла решение о сносе дома на Большой Андроньевской. Он «необходим» ради строительства на его месте 7-этажного «клубного» элитного жилого дома с подземным паркингом.
Снос начался в марте 2017 года и затянулся до мая только благодаря отчаянной борьбе муниципального депутата Александры Андреевой, которая подала в Департамент культурного наследия Москвы заявление о признании дома объектом культурного наследия. Мосгорнаследие, как рассказывает сама депутат Андреева, после некоторой паузы, во время которой была уничтожена часть здания, выдало предписание об остановке сноса. Поскольку здание попало в список «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия».
О соответствии дома этому высокому статусу, конечно, можно было бы вести академические дискуссии, но академические дискуссии невозможны в городе, который является объектом безостановочного квадратно-гнездового девелоперского налета. Поскольку Мосгорнаследие – единственный штатный элемент системы ПВО, градозащитникам больше некуда и не с чем обращаться.
Но в данном случае, что весьма важно, депутата Андрееву поддержали два аттестованных эксперта Минкультуры РФ - Т.Е. Каменева и О.А. Дробнич. Они направили в Мосгорнаследие заключение, в котором подтверждали, что дом и фабрика Григорьева на Большой Андроньевской достойны статуса памятника истории и культуры.
Однако 24 апреля 2017 года Мосгорнаследие отказало дому в этом статусе, выпустив соответствующий приказ. Как мы понимаем, по тем же причинам, что и в случае с усадьбой Неклюдовых. ПВО безоружно, когда налетчики орудуют с разрешения его же главнокомандования.
Депутат Александра Андреева, тем не менее, оспорила приказ Мосгорнаследия в суде. И 2 мая Лефортовский районный суд вынес определение о принятии «мер предварительной защиты»: приостановил действие приказа Мосгорнаследия об отказе в присвоении зданию статуса – «до рассмотрения дела по существу».
Это редкий прецедент; правда, суд отказал в других мерах, о которых просила депутат Андреева – поскольку это «повлечет приостановление действий для обустройства и содержания строительной площадки для сноса зданий».
Формально дом на Большой Андроньевской снова стал «объектом, обладающим признаками объекта». Однако, как сообщает депутат Андреева, в тот же день, 2 мая, застройщик возобновил снос фабрики, а Мосгорнаследие не стало его останавливать.
К 7 мая результат в виде груды кирпичей на месте старинного дома был налицо. Нерушимый блок девелоперов и столичной мэрии одержал очередную победу над нашим историческим городом.
Фото: Александра Андреева, Сергей Куликов