nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Рязань очень спешит избавляться от исторических домов. Пожалуй, это единственный регион, из которого с пугающей регулярностью приходят вести о новых угрозах архитектурному наследию и его утратах. Увы, и нынешняя информация – не исключение.
Итак. Накануне праздников, 7 мая, в Рязани снесен Дом купца Н.П. Коровкина по ул. Маяковского, 75/7 (2-я половина XIX в.). Ну, а вослед ему вскоре, видимо, «пойдут» Дома на Вознесенской, 40 и Урицкого, 51, признания которых объектами культурного наследия как домов, связанных с К.Э. Циолковским, много месяцев добивалась общественность. И.о. начальника госинспекции – Н.Ю. Гончарова – в этой роскоши отказывает и домам, и своему городу: ответ недавно получен активистами.
Примечательно, что оценка ценности Дома Коровкина и Дома Колемина (на Вознесенской) у госинспекции Рязанской области категорически не совпадает с мнением экспертов из Государственного института искусствознания: дома, о которых идет речь, были включены ими в 2012 году в том по Рязанской области Свода памятников истории и культуры России. Дом Коровкина описывается там как «типичный пример доходного дома периода эклектики с магазином в нижнем этаже; крупный объем, формирующий угол квартала, дополняет историческую застройку центральной части города».
Интересно, что правительство Рязанской области софинансировало проект издания Свода памятников. А сама Н.Ю. Гончарова выступала на презентации со словами приветствия и горячей поддержки. А теперь она ставит подпись фактически под приговором историческому зданию – потенциальному объекту культурного наследия.
8 мая на одиночный пикет против такой политики вышел активист ВООПИК Игорь Кочетков.
Официальной причиной сносов называют – борьбу с ветхим жильем. И действительно, в 2013 году многие дома в историческом центре Рязани попали в списки ветхих и в перспективе сносимых. И выбраться из этой западни практически невозможно. Статус объектов культурного наследия таким домам инспекцией не присваивается. И это не случайность, и дело здесь не только в желании обеспечить обездоленных жильем: дома мешают новому высотному строительству, места давно распределены и прибыль просчитана. По новому проекту зон охраны Рязани, заказанному крупнейшим девелопером региона, который пока не принят и против которого борется ВООПИК, на месте скромного дома Н.П. Коровкина допускается застройка высотой 30 метров.
Что же касается домов, связанных с Циолковским, то действующим проектом зон охраны Рязани там разрешатся строительство в пределах 10 м в высоту. Новым - предусмотрено 21 и 24 метра соответственно.
Вот как оценивает ситуацию, сложившуюся с наследием Рязани, Игорь Кочетков:
«Даже митрополит Рязанский и Михайловский Марк выступил открытым противником так упорно продвигаемого проекта высотной застройки Рязани на большом круглом столе в Политехническом университете. На что чиновники инспекции по охране памятников через 2 недели выставили всё тот же коррупционный проект с декоративными правками и новой положительной историко-культурной экспертизой, оплаченной застройщиками.
По этому проекту, сделанному за деньги и по техническому заданию строительной олигархи, чиновники из инспекции по охране памятников на том месте, где еще вчера стоял дом 19 века купца Коровкина, пытаются "протащить" 30-ти метровую застройку. Сегодня действующим проектом зон охраны Рязани здесь разрешено строить высотою не более 15 м - т.к. действует зона регулирования застройки Екатерининской церкви.
Со сменой губернатора - у общественности сначала было появилась надежда на перемены к лучшему. Но снос дома Коровкина - перед самым Днем Победы - явился самым больным ударом в душу общественности».
Да, действительно, ценные для истории и культуры Рязани дома, пережившие Великую Отечественную войну, не выдерживают оголтелости строительного катка.
По программе расселения ветхого и аварийного фонда снесли дом выдающегося психиатра П.Б. Ганнушкина (ул. Праволыбедская, 41). В Москве его именем названа одна из больниц и набережная Яузы.
Снесен дом, где жил и творил известный учёный Алексей Селиванов (ул. Садовая, 13). А. Селиванов известен как основатель Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК) в 1884 году, как избранный правитель дел комиссии и её идейный вдохновитель. РУАК явилась предтечей одновременно Государственного архива Рязанской области и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Уничтожен дом последнего предводителя дворянства Рязанской губернии Б.М. Петрово-Соловово (ул. Петрова, 8) - в охранной зоне Рязанского кремля, где по действующим пока нормативам ничего строить вообще нельзя кроме воссоздания утраченного.
Обращения общественности к мэру и прежнему губернатору не возымели никакого действия. Все еще остается надежда, что у нынешнего и.о. руководителя региона Николая Любимова хватит духу что-то изменить. Именно ему придется ставить подпись под новым проектом зон охраны.
На пресс-конференции 29 марта Любимов заявлял, что памятники архитектуры нельзя терять: «В отношении застройки Рязани, увы, очень много упущено и потеряно. За застройкой в городе надо внимательно следить. В частности, за этажностью новых зданий, за тем, чтобы они были вписаны в городскую архитектуру»...