11.05.2017

Прокуратура Вологодской области обнаружила в лесах Грязовецкого района руины Корнилиево-Комельского монастыря XVI века, пребывающие в полном забвении и без малейших следов реставрации. Результатом стали предписание госоргану охраны памятников и обращение в суд.

«По результатам проведенной органами прокуратуры Вологодской области проверки установлено, что на территории Грязовецкого муниципального района расположен объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль Корнильево-Комельского монастыря: трапезная палата с церковью Антония Великого (Воскресения), церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости», который находится в неудовлетворительном состоянии и фактически является бесхозяйным, - такое заявление появилось на официальном сайте Прокуратуры Вологодской области 10 мая 2017 года. - По итогам осмотра указанного объекта культурного наследия выявлено, что он находится в аварийном состоянии, его существующие повреждения свидетельствуют о непригодности конструкций к эксплуатации, об опасности их обрушения и пребывания людей в зоне расположения конструкций».

Первым делом прокуратура установила, что памятник архитектуры средневековья – бесхозный. И, не тратя времени даром, подала в суд на муниципальную администрацию: 

«Учитывая, что охранные обязательства на указанный объект надлежащим образом не оформлены, то обязанность по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия на кого-либо не возложена.

При таких обстоятельствах прокуратурой Грязовецкого района в Грязовецкий районный суд направлено исковое заявление с требованием обязать администрацию Грязовецкого муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии объекта на учет в качестве бесхозяйного в целях последующего признания права муниципальной собственности на него и возложения обязанностей по проведению мероприятий к его сохранению на орган местного самоуправления».

Затем прокуратура установила полное отсутствие каких-либо действий регионального госоргана охраны памятников по спасению монастыря: 

«Одновременно прокурорская проверка показала, что каких-либо мероприятий (обследований), связанных с контролем за состоянием данного объекта Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области до настоящего времени самостоятельно не проводилось, при этом информация о неудовлетворительном состоянии рассматриваемого объекта культурного наследия в Комитет ранее поступала.

Оставление рассматриваемого объекта культурного наследия без внимания и контроля со стороны уполномоченного органа повлекло приведение его в аварийное состояние, а также создание угрозы его возможной утраты. 

В целях устранения выявленных нарушений закона и определения мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия заместителем прокурора области в адрес руководителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области внесено представление.

Результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования находятся на контроле органов прокуратуры области».

Воспоминание главного редактора. В Корнилиевом-Комельском монастыре я оказался впервые летом 1985 года, будучи в Вологде на практике в достопамятной областной газете «Красный Север». В выходной отправился в Грязовец: посмотреть знаменитые монастыри – Комельский и Павлов-Обнорский. Вдоль по московской трассе, а потом пешком в сторону – по лесным дорогам.

В Комельском монастыре, по обыкновению советских времен, была «психушка». Не без препирательств и размахивания редакционным удостоверением меня пропустили вовнутрь. Жуткое было зрелище: под сводами XVI века громоздились нары в три яруса, помещение было разгорожено… Обитателей лучше не описывать. Но по крайней мере, здания были обитаемы, над ними были кровли, здесь теплилась хоть какая-то жизнь. А фоторепортажи новейшего времени свидетельствуют: все брошено и заброшено, порушено и обрушено, нет кровель, зияют глазницы окон, в стенах проломы и разломы. Руины стоят только благодаря крепости древних конструкций. Но и она ведь не беспредельна.

Среди возрожденных храмов и монастырей Вологодской митрополии Корнилиев-Комельский не значится. Хотя соседний Павлов-Обнорский монастырь, куда в 1985 году не было даже моста чрез реку и ее пришлось переходить по бревну, восстановлен.

Досье. Введенский Корнилиев монастырь был основан в конце XV века преподобным Корнилием, выходцем из Ростова Великого, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. В 1494 году он поселился в комельских лесах, но уединение его вскоре нарушили последователи, искавшие спасения в лесной «пустыни». В 1501 году Корнилий срубил деревянную Введенскую церковь и стал настоятелем Комельской обители. Монастырь пользовался покровительством и пожалованиями Великого князя Московского Василия Иоанновича. К 1530 году в обители вырос уже целый комплекс построек с Введенским собором, трапезной церковью, больницей, пекарней, богадельней, кельями и службами. В XVI веке у стен богатевшего монастыря возникла ежегодная ярмарка.

В конце XVI века храмы монастыря отстраиваются в камне. Строится монументальный пятиглавый Введенский собор (уничтожен в 1920-е гг.), колокольня, Корнильевская церковь и трапезная палата с храмом Антония, а также церкви Никольская и Всех Скорбящих. При Екатерине II  монастырь избежал упразднения. В 1765 году у его стен был открыт «минеральный колодезь», возле которого к середине XIX столетия возник небольшой курорт: здесь утроили лечебницу, и больные за плату принимали холодные и теплые ванны.

После революции 1917 года монастырь был закрыт и сменил нескольких хозяев: санаторий Архангельского союза леса и сплава, лагерь для интернированных польских военных, затем – для немецких военнопленных, потом – для советских заключенных. После закрытия последнего здесь была размещена областная психиатрическая больница. 

В 1990-е годы обитель была заброшена. «Корнильевские источники» живы до сих пор и пользуются популярностью среди паломников.

Фото lj-user zov_severa/Википедия