19.04.2017

Эту статуэтку с чересчур выдающимися женскими формами, за что ее поспешили сравнить с Ким Кардашьян, нашли учёные Института археологии РАН при раскопках стоянки «Хотылево-2» в Брянской области. Она была сделана охотниками на мамонтов во времена ледникового периода и может считаться если не сенсацией, то большой удачей, сообщает Институт

Статуэток такой сохранности в мире всего несколько десятков. Первая - была сделана в 1864 году при раскопках стоянки Ложэри-Бас на юго-западе Франции. Впоследствии их неоднократно находили в Европе, в центральной России и в Сибири. Их размеры варьируются от 5 до 15 сантиметров, находили «Венер» из обожженной глины, известняка, но чаще всего их вырезали из бивней мамонта.

2a992e99-dd93-4342-badb-7bafa8847b16.jpg b2712a16-dec3-4587-8ce0-ab98f385af28.jpg

Фото: Александр Пахунов

«Большинство учёных считает, что это были обрядовые, ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо «хоронили» в специально для этого выкопанных ямах. Поэтому целых «Венер» намного меньше, чем обломков: несколько десятков против сотен», - считает руководитель экспедиции Константин Гаврилов, заместитель заведующего Отделом археологии каменного века ИА РАН, кандидат исторических наук.

Археологи исследуют Хотылевскую стоянку с 1993 года, а комплекс, на котором была найдена статуэтка, изучается с 2005 года. По данным радиоуглеродного анализа, племена охотников-собирателей обитали здесь от 21 до 24 тысяч лет назад. Ученые нашли здесь множество костей мамонта, бизонов, кремнёвые орудия. Нынешняя Венера важна также с точки зрения истории искусства.

«Время верхнего палеолита, к которой относится Хотылёвская стоянка – это пора юности искусства. Казалось бы, люди того времени должны были делать только первые шаги на пути художественного творчества. Однако мы постоянно сталкиваемся с прекрасными произведениями мелкой пластики, гравировками, орнаментированными предметами. Шедевры того времени, благодаря своей выразительности и совершенству, оказывают сильное впечатление как на специалистов, так и на далёких от археологии людей», - считает Константин Гаврилов.

Гипертрофированные формы женской статуэтки указывают на возможную связь с культом плодородия, однако во времена верхнего палеолита ещё не было земледелия, а значит, не было и земледельческих культов плодородия.
Видимо, в данном случае речь может идти о воспроизводстве промысловых животных, о продолжении рода, о благополучии.

cf9aa921-5384-41ca-a30a-0f0ae3035400.jpg

Фото: Александр Пахунов

61779129-6b9d-4a45-970c-ba1122ed3880.jpg

Стоянка Хотылёво-2. Общий вид на раскоп В, 2016 г. Красной стрелкой показано место находки статуэтки. Фото: Константин Гаврилов

Найденная в Хотылеве «Венера» относительно невелика, чуть больше 5 сантиметров в длину. Фигурку обнаружили рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных минеральной краской - охрой. По всей видимости, она была уложена рядом с костями мамонта на земле, а не «погребена», как другие Венеры.
«Несмотря на то, что она изображает довольно корпулентную женщину, статуэтка выглядит удивительно изящной, видимо, благодаря вытянутым тонким ножкам. Фигурка с чуть согнутыми в коленях ногами заставляет вспомнить Данаю, как ее рисовали живописцы Нового времени», - отмечает учёный.
Статуэтка не отполирована, на ней, очевидно намеренно, оставлены следы обработки, что, по словам Гаврилова, придаёт ей особую выразительность.

Заявочное фото: Стоянка Хотылёво 2, раскопки 2016 г. Женская статуэтка, бивень мамонта. Реставрация фигурки - Сергей Лев, фото - Александр Пахунов