nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Злоключения Дома Смирнова в Нижнем Новгороде, чаще именуемого теперь запросто теремком, похоже, набирают обороты. Кажется, все плохое для этого разрушающегося деревянного объекта культурного наследия должно бы закончиться, когда после личного обращения градозащитницы Анны Давыдовой к Владимиру Путину на форуме ОНФ весной 2016 года в Йошкар-Оле, в бюджете региона сразу нашлись почти 18 млн на реставрацию, а также выяснилось, что и приспособить его под современное использование вполне реально.
Но – блажен, кто верует только в слово президентское и не знает хитроумных многоходовок застройщиков и потакающих их аппетитам чиновников, проектировщиков и экспертов. Был бы исторический домик – а уж расправа найдется. Снести теремок теперь нельзя, но вот обстроить по самые окна – можно.
ГАУ НО «Научно-производственный центр по сохранению ОКН Нижегородской области» (ГАУ НО НПЦ) сделало проект зон охраны Дома Смирнова, по которому зоны регулирования застройки разрешают новое строительство – от 9 метров до 33, другими словами от трех этажей до 11.
Обо всем этом стало известно, когда на сайте Управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области появилась соответствующая экспертиза.
Как водится в таких случаях, заведомо вызывающих повышенное внимание общественности и дискуссии, эксперты – сами не местные. Два эксперта из Томска - Елена Евсеева и Ольга Рачковская, и Наталья Удина - из Омска. Они проект – как несложно догадаться - одобрили.
Увы, к экспертизе не прилагается ни самого проекта, ни схем, ни расчетов. Так что о масштабе бедствия можно судить только по косвенным признакам. Насколько близко подойдет к дому зона регулирования застройки – неясно. Где пройдет территория памятника, а где его охранная зона – загадка… Но фраза в экспертизе на странице 12 «Проектом предлагается включить в охранную зону часть территории утраченного усадебного сада, на которой располагались служебные постройки» - оптимизма не внушает. Раз уж даже на весь бывший сад сил не хватило охранную зону распространить, что уж говорить о регулировании застройки.
Конечно, тут возникает вопрос – а есть ли та историческая среда, которую, собственно, хотят сохранять и за которую так беспокоятся градозащитники?
«Конечно, положено сохранять памятник в его исторической среде. Но историческая среда там давно утрачена, – сказала корреспонденту NN.RU известный в Нижнем Новгороде архитектор-реставратор Ирина Агафонова. – Там речь идет о том, чтобы в адекватной градостроительной среде его сохранить. Чтобы окружение не задавило бы этот домик. Строительство многоэтажек там недопустимо».
Теперь – допустимо. Но давайте называть вещи и документы своими именами. Подготовленный проект никак нельзя именовать «Проектом зон охраны объекта культурного наследия». Это проект разрешенного строительства. Если в окружении памятника нет построек высотой 33 метра, а эта цифра фигурирует в проекте, то речь идет не об ограничении высоты, а об установке новой ее отметки. Это проект параметров застройки, а не условий сохранения.
«Согласно ст. 34. 73-ФЗ у всех ОКН устанавливаются охранные зоны в целях сохранения памятников архитектуры в их историческом и ландшафтном окружении, - рассказала «Хранителям Наследия» лидер движения «СпасГрад» Анна Давыдова. - Однако, в последнее время, проектировщики и эксперты, разрабатывающие и проверяющие проекты, совершенно игнорируют этот момент. Очередной факт - это проект зон охраны теремка на ул. Дальней, 15 и положительная историко-культурная экспертиза сибирских экспертов. По проекту никакой речи о сохранении историко-культурной среды вокруг теремка не идет. Наоборот, разрешается застройка территории вокруг теремка высотными зданиями до 33 метров. А ведь это исторический район больших оврагов, где нет еще пока современной застройки. В результате если теремок не будет уничтожен физически, то окажется в кольце многоэтажной застройки, которая убьет его морально».
И Анна Давыдова абсолютно права в том, что подобный подход становится тенденцией: проекты зон охраны обслуживают интересы будущего строительства, а не памятника; экспертизы выкладываются без схем, цифр и чертежей, что делает абсолютно невозможным вступать в какие-либо аргументированные дискуссии, соответственно, общественное обсуждение экспертиз превращается в фарс: как можно обсуждать экспертизу на проект, который никто никогда в глаза не видел – кроме проектировщиков и их заказчиков.
В числе последних таких ситуаций - неоднократно описанный нами случай проектирования объединенных зон охраны и границ территорий памятников, среди которых – резиденция губернатора - в центре Тулы.
Да, историческая среда там не блистала сохранностью, но и высоток в 36 метров не было. Теперь – будут. Строительство началось еще до утверждения соответствующего акта ГИКЭ.
Фото: Анна Давыдова