nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Минкультуры РФ распространило инструктивное письмо «по выработке единой правовой позиции относительно возможности изменения ранее установленных предметов охраны объектов культурного наследия». Документ (№106-01.1-39-01 от 11 апреля 2017 года) за подписью замминистра Олега Рыжкова адресован региональным госорганам охраны памятников и экспертам, проводящим государственную историко-культурную экспертизу. Он опубликован Правовым порталом в сфере культуры.
Письмо содержит два основных положения.
Во-первых, оно накладывает запрет на изменение ранее утвержденных предметов охраны с помощью государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) – вероятно, отталкиваясь от практики.
Аргументация: в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия» ГИКЭ может проводиться «в целях уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр» или выявленном объекте. Однако согласно подпункту «а» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» это уточнение сведений возможно лишь в части уточнения наименования, времени создания, дат основных изменений памятника или связанных с ним исторических событий. Уточнение предмета охраны здесь не фигурирует, поэтому и «изменение предмета охраны объекта культурного наследия путем подготовки экспертизы, целью которой является уточнение сведений об объекте культурного наследия, не является правомерным».
Министерство при этом напоминает о действующем порядке разработки и утверждения предметов охраны, «в соответствии со статьей 64 Федерального закона».
Во-вторых, Минкультуры РФ распорядилось, как поступать в случае необходимости изменения предметов охраны, «утвержденных федеральным органом исполнительной власти». Судя по контексту письма, речь идет о случаях, когда полномочия по госохране объекта перешли от федерального органа охраны памятников к региональному.
Утвердив измененный предмет охраны, региональный орган «направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта (т.е. в Минкультуры - Ред.), в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия».
Но при этом изменение предмета охраны не может быть произвольным. Согласно пункту 13 приказа Минкультуры России от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны…», изменение утвержденного предмета охраны возможно только «на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия».
Поэтому «для рассмотрения вопроса об изменении ранее утвержденного предмета охраны объектов культурного наследия и признании утратившим силу приказов Минкультуры России в части утверждения предметов охраны объектов культурного наследия необходимо сформировать проект предмета охраны и материалы согласно пунктам 4 и 5 Приказа и представить в Минкультуры России в 2-х экземплярах на рассмотрение».
Материалы должны содержать обоснование предлагаемого решения и анализ «документов, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия». И все это должно быть подкреплено «фотографическими и архивными материалами».
Фото: К. Михайлов