nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Прокуратура Оренбурга заявила о необходимости исключения объектов культурного наследия из списков аварийных жилых домов, предназначенных к сносу.
«Прокуратура г. Оренбурга настаивает на исключении ряда жилых домов в центре Оренбурга из перечня аварийных и подлежащих сносу, - говорится в сообщении на официальном сайте Прокуратуры Оренбургской области. - Прокуратура г. Оренбурга в ходе проверки по поступившим обращениям жителей областного центра и депутата Законодательного Собрания Оренбургской области Владимира Фролова в их интересах установила факт необоснованного включения ряда жилых домов в перечень объектов, подлежащих сносу как аварийные».
Прокурорское расследование показало, что «в 2011 году межведомственная комиссия незаконно признала многоквартирные дома №№ 10/7 по ул. Комсомольской/Орджоникидзе, № 5 по пер. Коммунальному, № 1/30/2 по пер. Мало-Торговому/ул. Бурзянцева, пер. Рыбному в г. Оренбурге непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу. При этом их обследование проводилось лишь визуально. Какое-либо оборудование при этом не использовалось, специальные замеры не проводились. Для оценки состояния конструкций не были привлечены эксперты специализированных организаций. В комиссию не вошли представители органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной и экологической безопасности. Жители указанных домов также были лишены возможности участвовать в решении вопроса о судьбе зданий».
Прокуратура считает, что «заключения комиссии были даны по результатам неполного исследования технических характеристик дома». Были сделаны «поспешные выводы об аварийности» дома А.Н. Захо 1910-х гг. в стиле модерн (Мало-Торговый пер., 1/30/2) и городской усадьбы К.И. Рукавишникова 1907-1908 гг. в «кирпичном стиле» (Коммунальный пер., 5), которые «признаны объектами культурного наследия и подлежат особой охране со стороны государства».
На основании заключений 6-летней давности администрация Оренбурга в 2017 году «стала требовать от собственников сноса указанных домов, что вызвало обоснованное возмущение горожан», - подчеркивает прокуратура.
Проведенная по инициативе собственников жилья независимая экспертиза подтвердила необоснованность признания домов аварийными.
«По дому № 10/7 по ул. Комсомольской/Орджоникидзе заключение межведомственной комиссии по иску прокурора г. Оренбурга признано недействительным в судебном порядке.
В настоящее время прокурор города добивается объективного повторного обследования остальных домов. В этих целях в адрес главы администрации Оренбурга направлено представление», - сообщает городская прокуратура.
Необходимо отметить, что важную роль в этой истории играет сплоченность жителей, не желающих переселяться из обжитых десятилетиями домов в историческом центре Оренбурга.
Как свидетельствуют местные СМИ, жители признанных аварийными домов «в полном составе» приходили на межведомственную комиссию оренбургской мэрии, где решалась судьба их недвижимости. Жильцы двухэтажного дома Захо в Мало-Торговом переулке (см. заглавное фото) так отстаивали его от сноса, а себя – от переселения:
«Это бывший купеческий дом, у нас несколько литер. К основному зданию пристроены бывшие конюшни, флигель, в которых жить действительно невозможно, но основное здание - шикарное. Снести его было бы кощунством! Мы не сомневались, что была допущена техническая ошибка и в отношении нас примут объективное решение, ведь для переселения, по нашему мнению, предлагались более худшие условия - 17-этажка на улице Транспортной. К тому же рыночная стоимость наших квартир (в центре города) составляет далеко не один миллион рублей (так оценивается ветхое жилье – Ред.), а в три раза больше. Некоторые здесь прожили по 40 и даже 60 лет. Переезд вынудил бы сменить место работы, ребенка перевести в другое учебное заведение. Это была бы катастрофа».
А вот на аварийности жилого дома № 5 по Пугачевской улице городская комиссия настаивает. У него нет статуса памятника, хотя известно, что в нем в 1910-е годы жил генерал Яков Гурьев, помощник атамана Оренбургского казачьего войска. Жильцы, как могут, поддерживают строение, сохраняют лепнину на потолке.
И говорят они вот что: «Обычно дом признают аварийным на основании заявления жителей, а мы никуда по данному поводу не обращались, нас все устраивает, в доме тепло, сухо! Дом из такой прочной лиственницы сделан, что, когда отопление проводили, стены пробить не могли! Он простоит еще дольше, чем новостройки. Мы просим показать нам результаты технического обследования нашего дома, акты межведомственной комиссии, хотелось бы увидеть заключение экспертов, что наш дом является ветхим, но специалисты управления жилищной политики и УЖКХ нас футболят. Мы не собираемся сдаваться, здесь прошла наша жизнь, мы вросли корнями. Если потребуется, закажем собственную экспертизу и будем судиться. Видимо, понадобилось кому-то хорошее местечко, вот и хотят от нас избавиться, ведь стоимость затрат на наше переселение - пять миллионов рублей. Здесь только пустой участок земли дороже продать можно!»
Министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко пояснила журналистам, что госорган охраны памятников не привлекался городскими властями «к подготовке документации о признании жилищного фонда аварийным (в отношении объектов культурного наследия)». Однако после обращений жителей, не согласных со сносом и переселением, «ряд объектов культурного наследия из программы исключили. Например, здание на углу улиц Кирова, 23, и Комсомольской, 18 (несущие конструкции здания не в аварийном состоянии, требуется замена кровли и ремонт фасада); дом № 5 в переулке Коммунальном (жителями проведена независимая экспертиза); объект в переулке Диспансерном, 17 - 19 (проведена государственная историко-культурная экспертиза, подтверждающая архитектурную и градостроительную ценность, выявлено неудовлетворительное состояние лишь отдельных строительных конструкций, в частности подвала)».
В общем, эта оренбургская история, вслед за самарской историей спасенной от сноса усадьбы Зеленко, лишний раз подсказывает тесную связь культурных материй с социальными: сознательные жильцы-собственники, умеющие бороться за свои права – лучшие защитники исторического наследия наших городов.
Фото: orenday.ru