nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
На мартовском заседании Совета по культурному наследию Петербурга глава КГИОП Сергей Макаров сообщил, что выявленных объектов культурного наследия в Северной столице порядка 3 тысяч, а чтобы решить вопрос с их окончательным статусом и включением или не включением в реестр – потребуется 20 лет.
Радикальный ход облегчить ситуацию предложил архитектор Никита Явейн, также член Совета по культурному наследию. Он заявил, что треть выявленных объектов не нужно признавать памятниками. Никита Явейн возглавлял КГИОП в начале «нулевых» и настаивал на том, чтобы придать этот статус примерно двум тысячам объектов. Реестр «выявленных» был утвержден постановлением городского правительства в 2001-м.
«В ту пору это был единственный способ спасти здания от сноса, который шел по всему городу, – вспоминает г-н Явейн. – Несколько рабочих групп ездили по Петербургу и на месте решали: подходит объект во вновь выявленные или нет. И сразу заполняли учетные карточки».
По словам Никиты Явейна, эксперты предполагали «почистить» этот список в течение года. Но работа растянулась на десятилетия… Об этом г-н Явейн рассказал в ответ на претензии градозащитников. Его упрекают в том, что рабочая группа и КГИОП ангажированы, не включают выявленные объекты в Единый реестр памятников и поддерживают «отказные экспертизы».
Реплика Явейна только подлила масла в огонь.
Да и правда, схема не очень понятна и не выглядит дружественной по отношению к наследию. Во-первых, экспертиза на исключение и ее оплата все равно понадобится, или же речь идет о каких-то типовых документах и подписях согласных экспертов, которые готовы подмахнуть их пачками по демпинговым ценам? Видимо, это и должно сократить сроки и траты весьма существенно.
Во-вторых, если 20 лет назад даже при поверхностном взгляде, эксперты полагали, что здание представляет ценность – то почему сейчас эта ценность ценности не представляет? Кто ответит за упущенное время и, возможно, утраченную ценность?
И наконец, почему же речь идет о борьбе с количеством объектов, а не с системой, которая затягивает работу с ними? На принятие решения по объектам и 20 лет не хватило, с чего вдруг сокращение пойдет ретивыми темпами?
Фото: Евгения Твардовская