nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Такой, как на этой фотографии, водонапорная башня на станции Овинище под Весьегонском Тверской области была еще совсем недавно. Но две недели назад появились рабочие с перфораторами и начали долбить исторический кирпич. Поддается он чрезвычайно плохо, грохот на всю округу, тем не менее, первый ярус уже «съели».
Кстати, ни районная, ни сельская администрация были не в курсе того, что снос запланирован. Цель демонтажа – покрыта тайной: башня никому и ничему не мешает. Кто стоит за работами – выясняют активисты, но скорее всего, это хозяин башни – ОАО «РЖД». По нашей информации, сельская администрация вызывала милицию, но ничего противозаконного обнаружено не было: раз имущество не муниципальное, то и нет возможности воздействовать.
Башня была возведена в 1912-1913 годах и считалась одной из самых красивых в регионе железнодорожных построек.
Как отмечает градозащитный сайт «Тверские своды», станция Овинище – объект культурного наследия, правда, границы его очень расплывчаты. Вся ветка Овинище-Весьегонск является выявленным объектом культурного наследия. А именно: «Железнодорожная ветка Весьегонск – Овинище – одна из первых, построенных при Советской власти (1918-1926 гг.)». Адрес: ст. Овинище Овинищенский с/о.». (Адрес старый, сейчас сельского округа нет, поселок Овинище находится в Кесемском сельском поселении).
Процесс сноса верхнего яруса
Башня была гордостью поселка, его визитной карточкой. Последнее время к ней потянулись туристы. Да и сами жители осознавали ценность постройки. Когда начался снос, они написали в ОАО «РЖД». Отрывок обращения приводят «Тверские своды»:
«…Помогите остановить вандализм! Водонапорная башня была построена в 1912 году и долгие годы снабжала водой станцию. Она часть станции, расположена в самом центре поселка и до недавнего времени была украшением и визитной карточкой нашей станции. Вы видите, что это довольно высокое здание. Сделано на совесть. В годы Великой Отечественной войны она выстояла под бомбёжками фашисткой авиации. Время не разрушило, а теперь её решили снести. Руководство железной дороги решило убрать с лица земли не нужное им имущество. Это больше чем башня, для жителей это памятник. Она уникальна. Сложена из бутового камня и кирпича, толщина стен свыше 70 см. Башню долбят перфораторами, уже вторую неделю продолжается этот вандализм. Сердце кровью обливается глядя на то, что творят рабочие с величайшего повеления начальства. Внутри башни находится ёмкость для воды объёмом 3000 тонн, её хотят вынуть. Мы не знаем, как остановить всё это. Писали обращение президенту ОАО «РЖД», Белозерову, тишина, вызывали полицию, с их точки зрения всё законно. Что делать? Ведь если не остановить, вместо красавицы башни будет груда битого кирпича и камня».
Так сейчас выглядит башня
Ответа пока не получено. Но даже если корпорация до него и снизойдет, содержание – вполне предсказуемо. ОАО «РЖД» никогда особо не церемонилось с наследием. В этом году угроза нависла над Октябрьской железной дорогой.
В планы сноса включены исключительно ценные объекты, например, водонапорные башни на станции Подсолнечная - единственный уцелевший фрагмент ансамбля станции 4 класса времен строительства Николаевской железной дороги на участке от Бологого до Москвы. Под угрозой единственная же на всей дороге башня 3 класса того же времени на бывшей станции Валдайка (Лыкошино). Под угрозой Бологое-Полоцкая – этот железнодорожный заповедник, который тоже входит в Октябрьскую железную дорогу.
Фото: "Тверские своды"