nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
За почти год, прошедший с момента нашей публикации, посвященной скандалам вокруг качества реставрации Главных нарзанных ванн в Кисловодске, история только обрастает новыми нелицеприятными подробностями. Серьезные опасения по уровню проводимых работ укрепились, тем более что отличия старого облика от явленного нового – стали очевидными не только для профессионалов. «Комсомольская правда» опубликовала бодрый фоторепортаж, показав кадры ведущейся реставрации, как снаружи, так и внутри. Оптимизма это явно не добавило.
«Просто невозможно безучастно смотреть на то, что происходит с Кисловодском, - рассказал «Хранителям Наследия» архитектор Леван Давлианидзе. - То, что называют реставрацией, зачастую оборачивается просто уничтожением здания. Сейчас это происходит с Главными нарзанными ваннами, а ведь это единственное здание эпохи модерна в такой стилизации, оно не имеет аналогов. В публикации «Комсомольской правды» есть фотография помещения, где ободрано все. А где же исторические росписи, плитка, ведь все это было и сохранялось в том числе после ремонта 1970-х годов? Почему решили, что можно красить исторический кирпич и рисовать потом на нем швы? Кто проверяет, кто принимает такую работу?»
Архитектор Леван Давлианидзе стал публиковать в соцсети профессиональные разборы происходящего с памятником, сравнивая, как было и как стало.
Первый разбор посвящен исчезнувшему названию Главных нарзанных ванн.
«1. Куда исчезло название здания? Это практически идеально сохранившийся керамический покрытый глазурью изразец, цельный длиной более двух метров, просуществовавший на своем месте более ста лет. Имеющий оригинальный шрифт передающий дух того времени.
2. Почему благородный матовый серый цвет вдруг стал белым?
3. Почему охристые уголки вокруг заголовка вдруг стали белыми.
А главное - почему все это, так похоже на пластмассу?»
Второй разбор наглядно показывает изменения, произошедшие во входной группе правого крыла.
1. Где отверстия между балясинами? Из-за этого не читается крыша и у нас не правильное восприятие формы здания.
2. Почему углубления фронтона полностью окрашены в белый цвет? Из-за этого декор здания выглядит более грубым. Это как если женщина делая мейк-ап покроет все лицо одним цветом, кожу, губы, брови(
3. Куда пропал охристый цвет внутренней части луковицы фронтона?
4. Почему парапет лестницы белый, а не охристый как раньше?
5. Наконец, откуда этот дешевый серый цвет, обычно таким красят ворота военкоматов или эл. щиты, как тот что с боку( Логично было бы окрасить всю лестницу в единый цвет или если ее нижняя часть каменная, то очистить ее.
И что за странные нашлепки на угловых карнизах, раньше этого не было, это портит силуэт здания.( выделено красными кругами на фото)
Еще раз напомню, что кирпич не должен быть окрашен!
Сейчас идут «реставрационные работы» внутри здание. Что может случиться непоправимое, это мы лишимся метлахской плитки на полах и всех столярных изделий (окон, дверей, тамбуров) которые в очень приличном состоянии дожили до наших дней, так же фурнитуры. Все это можно и нужно привести в идеальный порядок, а не вставить везде пластиковое остекление!»
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия год назад сообщало, что все идет в соответствии с проектом
Учитывая федеральный статус Главных нарзанных ванн, не пора ли подключиться федеральному Министерству культуры и узнать, что же это за проект такой?
Ну а «на закуску» публикуем фотографии двух памятных табличек, и предлагаем нашим читателям самим сделать вывод о том, какая из их исчезнувшая историческая, а какая – новая.