nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Самарские СМИ сообщают, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области утвердило границы территории памятника архитектуры «Усадьба Быкова», который был незаконно снесён в начале 2017 года.
Объект культурного наследия на участке теперь отсутствует, но «все обременения сохранены, а это значит, что застраивать эту территорию нельзя, как и вести земляные работы, если они не связаны с сохранением памятника и не согласованы с управлением. Допускается лишь капитальное строительство в целях воссоздания».
О сносе дома, украшенного прекрасным резным декором, мы рассказывали в середине января 2017 года. По адресу улица Буянова, 16/Одесский переулок, 28, литеры А, А1, А2 в Самаре некогда располагалась усадьба, сразу три здания которой имели охранный статус. Постепенно погибли все три – площадку отвели под строительство жилого комплекса «Ясная Поляна», ныне погрязшее в тяжбах с обманутыми дольщиками.
На момент сноса дом Быкова относился к выявленным объектам культурного наследия. Более того, 1 марта 2016 года по заказу регионального госоргана была проведена историко-культурная экспертиза, которая признала его ценным и заслуживающим внесения в госреестр. Этого до сих пор не произошло, поскольку в Самаре решали, должен это быть объект местного или регионального значения.
Замруководителя Управления госохраны памятников Самарской области Александр Аксарин заявил журналистам: «Но это не значит, что объект не подлежит государственной охране. Дом снесли во время новогодних праздников, пока все отдыхали. В первый же день мы все это зафиксировали, составили акт, и сейчас направлено обращение в полицию о возбуждении уголовного дела».
Поскольку уголовные дела по сносам памятников, как правило, возбуждаются со скрипом, расследуются с трудом, закрываются с легкостью – сохранение охранных обременений на пустыре, вероятно, должно послужить альтернативным возмездием разрушителям. Сломать сломали, но построить ничего нельзя, только восстановить.
Фото: «Самара, как я ее вижу», Армен Арутюнов