nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Территориальное управление Минкультуры России по Дальневосточному федеральному округу направило обращение в органы прокуратуры, чтобы определить, какое ведомство несет ответственность за содержание и сохранение уникального объекта наследия – наскальных рисунков Сикачи-Аляна, что в Хабаровском крае, утверждает телевизионный «5 канал».
Петроглифы Сикачи-Аляна, возраст которых около 14 тысяч лет, внесены от имени Российской Федерации в список кандидатов в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Случилось это еще в январе 2003 года, однако шансы объекта перейти из «резервного» состава в «основной», по мнению специалистов, с каждым годом все меньше.
Телеканал цитирует Артура Ласкина, заведующего сектором археологии Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края: «В предварительном списке ЮНЕСКО памятник не может находиться вечно. Там постоянно рассматривают - какое состояние, что делается в отношении объекта, который номинирован в список ЮНЕСКО. Если ничего не происходит на протяжении многих лет, он может быть исключён из этого списка».
Как сообщается, петроглифы Сикачи-Аляна – весьма своеобразный памятник благодаря своей «подвижности». Валуны, на которых выбиты рисунки древних людей, находятся на берегу Амура, течение вращает камни, скрывает и открывает рисунки, переносит валуны на сотни метров. Петроглифы требуют также защиты от весенних ледоходов - в общем, нуждаются в систематической работе по сохранению и содержанию памятника.
Здесь-то и начинается проза., вернее сказать, ребус. Категория памятника – федеральная, но полномочия по их госохране переданы в регионы. За исполнение полномочий по госохране федеральных памятников регионам положены субвенции, но субвенций на охрану федеральных объектов археологии центр регионам не выделяет – об этом как о больной проблеме говорили, например, в сентябре 2016 года на Всероссийском съезде органов охраны памятников в Иванове.
Об этом же говорит в марте 2017 года замначальника Управления госохраны объектов культурного наследия Хабаровского края Аркадий Шиповалов: «На исполнение этих полномочий федерация, согласно федеральному закону, обязана выдавать федеральные субвенции. На объекты археологии, а объекты археологии все находятся в категории федерального значения, субвенции не выделяются. Но это не беда нашего края, они не выделяются по всей стране».
Петроглифы Сикачи-Аляна имеют, согласно первоначальному документу советских времен о принятии под госохрану, именно статус памятника археологии и потому попадают в эту самую «вилку» с субвенциями.
Между тем, одна только разработка документации, необходимой для номинирования петроглифов в Список Всемирного наследия, оценивается в сумму более 4 миллионов рублей. А ведь есть еще затраты на благоустройство территории, содержание, обеспечение доступности памятника и т.п.
Однако Александр Мартынов, руководитель Управления Минкультуры РФ по Дальневосточному федеральному округу, совершено справедливо замечает, что если бы даже «археологические субвенции» региону выделялись, то за их счет могли финансироваться мероприятия по госохране, но не по содержанию памятника: «Невозможно получить деньги на содержание этого объекта. На содержание объекта денег никто никогда не даст. У нас содержанием объекта занимается хозяйствующий субъект».
Кто же этот субъект? Тележурналисты навестили администрацию села Сикачи-Алян, где годовой бюджет поселения составляет 1,4 млн рублей. Глава сельского поселения Нина Дружинина рассказала: «В части финансирования мне было предложено подписать договор, где указано, что я должна свои собственные средства использовать для охранных мероприятий. Но ввиду их отсутствия, я подписала с протоколом разногласий и дописала с помощью юриста, что это дело собственника».
Поскольку собственник - Российская Федерация и памятник не оформлен официально за территориальным подразделением Росимущества... «поддержанием порядка на территории уникального памятника археологии занимаются местные школьники по просьбе главы посёлка».
Занавес.
В репортаже приводятся два рецепта, явно подсказанных специалистами: «Либо Росимущество определяет памятник в государственную казну и выбирает управляющую компанию, которая за федеральные деньги берёт на себя весь фронт работ, либо то же Росимущество закрепляет петроглифы за профильным федеральным учреждением, скажем, за соответствующим отделением Российской академии наук».
Поскольку ничего подобного много лет не происходит, слово теперь за прокуратурой.
Досье. Петроглифы в окрестностях сел Сикачи-Алян и Малышево были впервые описаны в печати в 1895 г. русским востоковедом Палладием Кафаровым. Изучались несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей в течение ХХ и в начале XXI века.
По сведениям краевого Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, мониторинг сохранности петроглифов Сикачи-Аляна, выполненный в 2003–2014 гг., позволил сравнить современное состояние памятника с ситуацией 1950-х годов. Оказалось, что более 25 камней с рисунками оказались перевернутыми или перемещенными на расстояние от 0,2 до 55 м, а более 30 камней с изображениями, описанных в середине ХХ века, на местности не обнаруживаются. Правда, выявлены как минимум 17 новых, не известных ранее петроглифов. Сохраняется около 200 рисунков.
«Репертуар петроглифов Сикачи-Аляна представлен категориями фигуративных, абстрактных и неопределяемых изображений. Фигуративные делятся на типы антропоморфные (подтипы личины и фигуры), зооморфные, орнитоморфные, прочие (лодки). Абстрактные петроглифы Сикачи-Аляна представлены окружностями и концентрическими окружностями, ямками-лунками и знаками. К неопределяемым относятся незавершенные, а также деструктированные экземпляры, точная идентификация которых проблематична».
Самые ранние из сикачи-алянских петроглифов относятся к периоду начального неолита и могут быть датированы XIII–X тысячелетиями до н.э. Самые молодые относятся к культуре амурских чжурчжэней VII–XIII вв.
Фото: nasledie27.ru