31.01.2017

3D-модель помогла раскрыть секреты древних солнечных часов, найденных под пеплом Везувия. Ученые считают, что часы могли служить как показатель достатка и статуса своего обладателя.

На фото часы показывают 9 утра. Фото: Christopher Parslow

Раскопки древнеримской загородной Виллы папирусов (Villa dei Papiri), погребенной под слоем пепла вместе с Геркуланумом и Помпеями в 79 году нашей эры, подарили ученым необычную поделку. Она была поднята на поверхность археологами еще в 1760-х годах и представляла собой необычный предмет, выполненный из позолоченной бронзы, по форме напоминающий свиной окорок.

Размеры находки невелики — она вполне поместится в чашку кофе. Лишь очистив предмет, ученые поняли, что перед ними — один из самых миниатюрных образцов солнечных часов.

Недавно в истории с древними часами появился новый поворот. Созданная трехмерная модель часов, выполненная с высокой точностью, позволила понять, как часы работали и показывали время. Модель, в частности, помогла понять, что пользование часами требовало от хозяина некоторой ловкости, уверен Кристофер Парслоу, профессор, специалист по римской археологии из Уэслианского университета (США), который и изготовил 3D-модель.

«Несмотря на это, устройство основано на знании того, как «работает» Солнце, и может использоваться, чтобы узнавать время», — считает Парслоу.

Фото: Lady Erin/Flickr.com

В том, что найденный предмет — солнечные часы, сомнений у ученых 250 лет назад не возникало, правда, некоторые считали, что выполнены они не в виде свиного окорока, а в виде кувшина. Известно, что неподвижные солнечные часы повсеместно использовались в Древнем Риме и Греции, однако науке известно лишь о 25 переносных таких устройствах, пояснил Александр Джонс, историк из Нью-Йоркского университета.

По его словам, сложно сказать, когда были изготовлены эти часы из Геркуланума, но определенно это древнейшие или вторые по древности сохранившиеся до наших дней портативные солнечные часы, уверен Джонс.

После того как Парслоу начал изучать необычную находку, он загорелся идеей сделать трехмерную модель часов. Для начала он сделал несколько десятков фотографий в Национальном археологическом музее Неаполя, где они хранятся.

На создание модели из пластика при помощи университетского принтера ушло несколько часов. Как и бронзовый оригинал, модель имеет немного изогнутую сетку на одной стороне. Вертикальные линии отсчитывают месяцы, горизонтальные же полосы позволяют отсчитывать часы, прошедшие после восхода или оставшиеся до заката солнца.

Оригинал дошел до наших дней без важнейшей своей части — гномона, который должен отбрасывать тень. Однако куратор музея подсказал, что отломанный гномон имел форму хвоста свиньи, и Парслоу воссоздал его.

После этого ученый начал экспериментировать с моделью на улице. Как и оригинал, модель подвешивается на веревке за петлю в верхней своей части, так, чтобы солнце падало на ее левую сторону и отбрасывало тень от хвоста на нанесенную сетку.

Для начала надо ориентировать часы так, чтобы кончик тени указывал на текущий месяц. После этого хозяину остается отсчитать количество горизонтальных линий вниз от самой верхней горизонтальной черты до ближайшей к кончику тени горизонтальной линии. Это число и будет равно количеству часов после восхода солнца.

Одним из недостатков часов является то, что они качаются на ветру. Сейчас Парслоу экспериментирует с длиной и тонкостью гномона. Теоретически такие часы могут показывать время с точностью до половины или даже четверти часа.

«Однако размер ее частей столь мал и ее так сложно удержать неподвижно, что подобная оценка — скорее идеал, чем реальность», — считает Парслоу, на днях представивший свои исследования на конференции Археологического института Америки, пишет National Geographic.

Для современного человека такие часы были бы почти бесполезны, однако древним римлянам не требовалось знать время с точностью до минуты.

К тому же подобные часы могли служить отражением статуса их владельца, как современные швейцарские часы.

Почему часы были сделаны в виде свиного окорока? Парслоу не знает ответа на этот вопрос, однако замечает, что свинья имеет символическое значение в философии эпикурейцев, а большинство текстов, найденных на Вилле папирусов, были посвящены эпикуреизму.