nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
Около месяца назад в Красноярске завершилась эпопея с эвакуацией легендарного американского самолета С-47, лежавшего с 1947 года в таймырской тундре. Мы собрали в одном материале всю информацию о «Дугласе»: что с ним случилось, как его эвакуировали, и где его вскоре можно будет увидеть.
C-47DL почти 70 лет пролежал в таймырской тундре в болоте, куда совершил аварийную посадку.
Самолет C-47DL, имеющий полное название Douglas C-47, а также «неофициальные» Skytrain или Dakota — это американский военно-транспортный самолёт, разработанный компанией Douglas Aircraft Company. Свой первый полет этот тип самолетов совершил 23 декабря 1941 года, а всего было построено около 10 тыс. машин.
Самолет, получивший заводской номер 9118, был передан в ВВС США 24 февраля 1943 года. 12 марта того же года в городе Фербенксе на Аляске он перешел в пользование ВВС СССР в рамках программы ленд-лиза. Однако на фронт его не отправили, оставив в 7 перегоночном авиационном полку 1 перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе.
А с апреля 1943 года он занял свое место в полярной авиации на севере Красноярского края — Douglas C-47 был передан в распоряжение Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного морского пути (УПА ГУСМП) и временно откомандирован для ледовой разведки.
Летал самолет в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. В 1946 году он получил обозначение «СССР Л-1204» и попал в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота.
«Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.
Трагедия произошла 23 апреля 1947 года во время выполнения рейса из бухты Кожевникова через Дудинку в Красноярск. На борту находилось 26 пассажиров, среди которых трое детей и 6 женщин, а также 852 кг груза.
Сперва у самолета отказал левый мотор, а через 4 часа полета на одном моторе отказал от перегрева и правый мотор. Командир судна Максим Дмитриевич Тюриков совершил вынужденную посадку на болото. Произошло это в 180 км от пос. Волочанка на Таймыре.
Слева направо: бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич, бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич, второй пилот Аношко Сергей Лукьянович, командир Тюриков Максим Дмитриевич.
Через 3 дня командир экипажа Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов и шесть пассажиров ушли от самолета, надеясь выйти к населенному пункту и сообщить о ЧП. Спустя почти 20 дней, 11 мая, самолет и оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Сергеем Аношко обнаружены и вывезены на самолете Ли-2 №Н-426. Спасены были все, кто остался у самолета.
Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены лишь через 6 лет, в октябре 1953 года, охотником Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан — это примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Труп был опознан по документам (партбилету, свидетельству пилота и записной книжки Тюрикова). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.
Вывоз самолета сразу после аварии был признан нецелесообразным и на 69 лет «Дуглас» остался лежать в болоте.
Идея доставить самолет в Красноярск появилась несколько лет назад. Но лишь в этом году был готов план и собрана команда Экспедиционного центра Русского географического общества по СФО, готовая разобрать «Дуглас» на месте и вывезти его по воздуху, а затем по воде в Красноярск.
В международный состав экспедиции вошли 15 человек, среди которых опытные механики, спасатели, инженеры, а также экипаж вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео». Старт был дан в Красноярске 2 августа. Планировалось, что разбирать самолет команда будет в течение двух недель. Причем работать собирались круглосуточно, используя все возможности полярного дня, когда солнце не заходит за горизонт.
6 августа работы начались. Самолет разобрали на 7 частей — фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Потом при помощи вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео» самолет по частям доставили на баржу, которую сотрудники Енисейского пароходства подвели в реку Пясина. Оттуда уже 11 августа (с большим опережением сроков!) «Дуглас» поплыл в Дудинку, а затем по Енисею в Красноярск.
На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности. На открытие памятника прилетели родственники членов экипажа С-47 «Дуглас» — дочь погибшего командира Авелина Анциферова и член семьи бортрадиста Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев.
Участники экспедиции нашли еще ряд интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру, специальные печи для разогрева двигателей самолетов, банки от тушенки, поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.
А на фюзеляже самолета нашлась «летопись» тех страшных дней в ожидании помощи. Судя по ней, несмотря на кончавшиеся запасы пищи, никто духом не падал, напротив — люди даже отметили праздник 1 мая. А 11 мая 1947 года большими буквами кто-то написал — «Мы спасены!».
Записка на обшивке фюзеляжа — написана химическим карандашом и хорошо сохранилась.
Сам самолет С-47 «Дуглас» и все находки с места аварии станут экспонатами будущего Музея освоения русского Севера. До этого «Дуглас» будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО СФО. В ближайшее время состояние самолета оценят специалисты и начнется подготовка к реставрационным работам.
До того, как Музей освоения русского Севера обретёт свой постоянный дом (его хотят открыть на Взлётке на месте полуразрушенного ангара бывшего аэродрома), он будет работать в виде передвижных выставок и экспозиций. В планах специалистов музея показать уже имеющиеся экспонаты и выступить с образовательными лекциями в Красноярске и районах края.