10.10.2016

Совсем недавно, в 2011 году, возле города Наньчан на юго-востоке Китая был обнаружен (главный саркофаг вскрыт в 2015 году) древний некрополь. Подобная находка где-нибудь в Европе стала бы событием столетия, а для Китая это всего лишь "одно из 10 выдающихся археологических открытий начала XXI века". Но скоро ранг открытия может повыситься до "эпохального".

Археологи осматривают саркофаг

Представьте масштабы: некрополь Хайхуньхоу – это восемь гробниц и отдельное захоронение транспортных средств (пять колесниц, каждая запряжена четырьмя лошадьми). Площадь некрополя – 40 тысяч кв. метров.

За пять лет раскопок было найдено около 20 тысяч артефактов, среди которых – центнер золотых и тонны бронзовых монет, золотые слитки в форме лошадиных копыт, нефритовые украшения, музыкальные инструменты, древнейшее в Китае перегонное устройство для получения алкоголя, библиотека и архив документов на 5000 бамбуковых дощечках… Список далеко не полный, к тому же по мере раскопок археологи добавляют в него сотни новых позиций ежегодно.

Очистка золотого слитка в форме лошадиного копыта, найденного в гробнице Хайхуньхоу

Археологи без труда определили, что захоронения относятся к эпохе династии Западная Хань (206 год до нашей эры – 9 год нашей эры), и сосредоточили усилия на главной гробнице некрополя Хайхуньхоу. Догадки по поводу личности ее владельца полностью подтвердились в 2015 году, когда была найдена именная печать покойного. Хайхуньхоу – не название местности, это прямое указание на определенного человека: хоу (князя) удела Хайхунь, больше известного как император Лю Хэ.

Лю Хэ – чрезвычайно интересная личность: ни до, ни после не было в Поднебесной человека, успевшего последовательно побывать царем, императором и заштатным князем (в англоязычных текстах используется титул "маркиз", ранг между герцогом и графом).

Лю Хе стал императором в 74 году до нашей эры, но на троне не задержался – его низложили всего через 27 дней по причине недостойного поведения. Меньше чем за месяц он успел совершить 1127 критических ошибок, все они перечислены в длинном списке предъявленных Лю Хэ обвинений. Лейтмотив – "организация празднеств и игрищ во время траура" по покойному императору и "разбазаривание государственной казны".

Современники сочли, что лишение императорского титула и понижение в статусе – достаточное наказание для юноши. Сначала Лю Хэ вернули на родину в Чанъи, а через десять лет новый император даже присвоил Лю Хэ титул хоу удела Хайхунь.

Судя по сокровищам некрополя Хайхуньхоу, "император в отставке" продолжал жить на полную катушку. Власть интересовала его гораздо меньше, чем земные удовольствия – пирушки с друзьями, женщины, охота и прочие аристократические развлечения. Может, они его и погубили: Лю Хэ умер довольно молодым, в 33 года.

О Конфуции древнекитайский бонвиван, безусловно, слышал, но, как говорится, "не читал". В том, что изречения Конфуция были найдены в загробной библиотеке низложенного за непотребства императора, есть определенная ирония – и глубокий исторический смысл.

Конфуций (551 — 479 годы до нашей эры) считается создателем образа идеального гражданина Поднебесной – скромного, справедливого, бескорыстного, гуманного, обладающего высоким чувством долга перед обществом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде", – говорил Конфуций.

Высшей целью управления провозглашались интересы народа. Сооснователь конфуцианства, Мэн-цзы, даже обосновал право людей на восстание против недобродетельного правителя. Истинно благородный сановник, по Конфуцию, должен быть учителем народа, его прямая обязанность – воспитание народа, в том числе и личным примером. Государь – не исключение. У Конфуция понятия "благородный муж" (совершенный, гуманный человек), "государь" и "правитель" часто совпадают.

Лю Хэ не соответствовал ни одному пункту, за что и поплатился. Однако изречения Конфуция он взял с собой в могилу (или их туда положили организаторы похорон) как обязательное чтение для представителя знати своего времени. Находка лишний раз подтвердила имеющиеся исторические данные: конфуцианство начало распространяться в китайском высшем обществе во время правления династии Хань, к которой относился и Лю Хэ.

Ранее, при первом императоре Цинь Шихуанди, приверженцы конфуцианства подвергались страшным репрессиям – взгляды на управление государством у великого диктатора и последователей великого мудреца категорически не совпадали. Императоры династии Хань оказались более дальновидными: учение Конфуция они обратили себе на пользу, и в конечном счете конфуцианство легло в основу китайской государственности.

Для понимания исторического контекста стоит добавить, что в I веке до нашей эры, когда жил и умер Лю Хэ, конфуцианство еще не оформилось в единую государственную идеологию с каноническими текстами. Это произошло столетием позже. Именно по этой причине речения Конфуция, найденные в гробнице Лю Хэ, обладают невероятной ценностью: они являются одной из трех ранних версий величайшего наследия Конфуция – книги "Лунь Юй", известной на Западе как "Аналекты".

Бамбуковая дощечка с фрагментом изречений Конфуция из некрополя Хайхуньхоу

"Лунь Юй" или, в русском переводе, "Беседы и суждения" – это сборник цитат, устных высказываний, преданий и деяний Конфуция, составленный его последователями. Сам Конфуций ничего не записывал: "я не создаю, но лишь повторяю изученное", говорил он. Учитель Кун считал себя посредником, не изобретающим ничего нового, а лишь передающим современникам учение мудрецов древности и плоды своего общения с миром духов.

Составление "Лунь Юй" началось после смерти Конфуция и заняло почти 50 лет. Последние два тысячелетия эта книга была одной из самых читаемых и почитаемых в Поднебесной, образованный человек был обязан выучить "Лунь Юй" наизусть.

"Лунь Юй" создавалась учениками и последователями Конфуция в эпоху Сражающихся царств (475 – 221 годы до н. э.). При первом императоре Цинь Шихуанди записанные речения вместе с распространявшими их людьми пережили страшный период "сожжения книг и погребения книжников". К началу распространения конфуцианства при династии Хань были известны две версии "Лунь Юй", во II веке до н.э. появилась третья. Основное отличие между ними – количество иероглифов и глав.

Две древнейшие версии получили названия "Речения царства Лу" (Лу Лунь, 20 глав) и "Речения царства Ци" (Ци Лунь, 22 главы). Третья версия, "Древние речения" (Гу лунь), была по преданию найдена в стене дома Конфуция и, возможно, являлась самой ранней из всех. Она насчитывала 21 главу.

До сих пор неизвестно, какая из трех древних версий легла в основу официальной (канонической) редакции. Современный вариант "Лунь Юй" состоит из 20 глав.

Какая же из трех версий найдена в гробнице "несостоявшегося императора" Лю Хэ? Археологи практически не сомневаются, что речь идет о самой крупной из них – версии Ци Лунь, сообщают китайские СМИ.

Оригинал Ци Лунь был утрачен около 1800 лет назад. Если подтвердится, что разбивка текста на главы соответствует версии Ци, частично сохранившейся в копиях, это станет поистине эпохальным открытием для Китая и мировой науки.

Профессор Синь Ли Сян (Xin Lixiang), руководитель раскопок некрополя Хайхуньхоу, рассказывает о находке со свойственной ученым осторожностью. По его мнению, для окончательного подтверждения требуются дополнительные исследования с применением современных технологий.

В гробнице Лю Хэ было найдено больше 5000 бамбуковых дощечек с иероглифами. Изречения Конфуция обнаружились не сразу, они затерялись между докладами чиновников, медицинскими трактатами и сельскохозяйственными записями. Синь Ли Сян пояснил, что ученые завершили разбор дощечек и сейчас занимаются их консервацией, которая будет закончена к концу года.

Основная проблема в том, что еще в древности гробницу затопило, и вся найденная в захоронении органика (включая останки Лю Хэ) имеет следы гниения. Бамбуковые дощечки не исключение. После завершения консервации эксперты изучат драгоценные записи методом инфракрасного сканирования: современная технология поможет идентифицировать нечитаемые символы и максимально точно расшифровать сохранившиеся фрагменты для полного анализа текста.

Любопытно, что это не первый связанный с Конфуцием артефакт из гробницы "нечестивца" Лю Хэ. В ноябре 2015 года археологи объявили о невероятной находке: в погребальной камере был обнаружен древнейший из портретов Конфуция, выполненный на лаковой ширме.

Состояние лаковой шкатулки (не ширмы), найденной в гробнице Лю Хэ

"На ширме различимы три портрета, подписи к ним содержат имена Конфуция, его отца Шулян Хэ и одного из любимых учеников, Янь Хуэя. Имена прямо указывают на то, что один из трех изображенных мужчин – сам Конфуций", – рассказал один из руководителей раскопок.

Ширму удалось частично отреставрировать, но артефакт настолько ценный, а лаковое покрытие и материал ширмы настолько хрупкие, что уникальный портрет до сих пор не показали широкой публике и вряд ли он будет участвовать в выставках, посвященных некрополю Хайхуньхоу.

Что бы сказал учитель Кун, узнав, что величайшие из связанных с ним артефактов происходят из гробницы самого недостойного императора Поднебесной?

Возможно, процитировал бы сам себя: "Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя" (Лунь Юй, 4:17).