23.08.2016

Загадочный ритуальный предмет, использовавшийся сторонниками неизвестного религиозного культа, впервые за полтора века обнаружен в суздальских окрестностях.

Учёные Института археологии РАН при раскопках могильника Шекшово в Суздальском Ополье обнаружили языческое погребение IX—X века. Среди прочих объектов там найден необычный ритуальный предмет — глиняная лапа бобра.

Это довольно редкий языческий артефакт, типичный именно для Древней Руси. В Ополье их находили в последний раз 150 лет назад. Об открытии сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию.

В ходе сезона 2016 года учёные впервые исследовали курганы суздальского Ополья геофизическими методами. Так, для поиска курганов, полностью сглаженных распашкой, использовали электротомографию — поиск предметов под землёй по нетипичному электрическому сопротивлению.

На полученной электротомографической карте, подготовленной специалистами-геофизиками из МГУ, были найдены две аномалии. В ходе раскопок, которые целенаправленно вели в местах обнаружения аномалий, нашли остатки двух курганов.

Остатки одного из курганов вскрыли целиком, однако погребение в нём было полностью разрушено распашкой. В грунте насыпи были собраны отдельные предметы, входившие в состав погребального инвентаря. Среди них был фрагмент весов, гирьки, наконечник стрелы, перстнеобразное височное кольцо и несколько стеклянных и каменных бус. Рядом с курганом были расчищены три погребения: мужское, женское и детское.

В мужском погребении нашли калачевидное кресало, железный нож, лепной сосуд. В женском погребении обнаружили два перстнеобразных височных кольца, четыре стеклянные бусины, дирхем (арабская монета) с ушком, находившийся на груди в качестве подвески. Погребения ориентировочно датированы XI веком.

Второй курган был вскрыт лишь частично. В нём обнаружили свидетельства кремации — скопление сожжённых костей человека и лошади, а также горевших вещей (более 80 предметов из цветного металла, железа, рога и глины). Среди этих предметов были бронзовые украшения конской узды, фрагменты костяного гребня в футляре, головка подковообразной фибулы (застёжки), пряжка, гирька для малых взвешиваний и миниатюрный керамический сосуд.

Среди самых необычных находок второго кургана — глиняная модель лапы бобра и глиняное кольцо. И то, и другое — ритуальные предметы, помещавшиеся в IX—X веках в погребения знатных людей в Волго-Окском междуречье. Они всегда вызывают повышенный интерес исследователей.

Глиняные кольца и отпечатки лап бобров специально изготавливали для языческого погребального обряда, однако их конкретное назначение и ритуальный смысл в рамках этого обряда неизвестны. Что характерно, в русских текстах той поры, в том числе насыщенных языческими отсылками, никаких упоминаний бобров и связанных с ними культов нет. Породившие такие предметы религиозные представления неизвестны, как и то, какой народ был их носителем.

Большинство исследователей считают, что лапы и кольца так или иначе связаны с почитанием бобра — важного объекта охотничьего промысла в IX—X веках. За всё время исследования древнерусских памятников в них зафиксировано всего 113 глиняных бобриных лап и 56 глиняных колец. Почти все они за единственным исключением происходят из курганов Волго-Окского региона, а наиболее крупная серия (66 лап и 16 колец) — из Тимеревских курганов под Ярославлем.

Ранее ряд исследователей связывал бобропоклонников с финно-угорскими племенами северо-востока Древней Руси. За пределами Руси погребения с глиняными лапами известны лишь на Аландских островах и в единственном погребении в материковой Швеции. Во всех этих случаях лапы могут свидетельствовать о торговых или иных связях с Русью.

Одна из групп учёных рассматривает бобровые лапы как отражение скандинавского присутствия на Руси. Впрочем, в таком случае непонятно, почему на Руси их куда больше, чем в Скандинавии. Последний раз в Суздальском Ополье глиняные лапы и кольца были обнаружены при раскопках 1851—1852 годов.