nrc-tpr@yandex.ru
+7(905) 606-88-11
«Поисковое движение России» подвело итоги работ, проводимых на курильском острове Шумшу. Во время раскопок ими были найдены как захоронения советских и японских солдат, так и их личные вещи.
На пресс-конференции, прошедшей в музее Чехова присутствовали Елена Савельева – представитель министерства культуры и архивного дела Сахалинской области, Артем Бандура – руководитель местного отделения «Поискового движения России», Алексей Охрименко – член историко-поискового клуба, и в этот раз в экспедиции участвовал представитель СМИ – журналист-корреспондент Евгений Коньков.
Елена Савельевна отметила, что на поисковые мероприятия ежегодно выделяются крупные суммы из бюджета области, в этот раз – 4,5 миллиона рублей.
– Поисковые работы будут продолжены, и они будут проводиться не только по поиску погибших на полях сражений солдат. Мы думаем о дальнейшей музификации мест раскопок для сохранения истории. Шумшу – уникальное место. Несмотря на прошедшие бои, остров в нетронутом состоянии. Наша задача – небольшая реставрация, сохранение места и создание на нем музея.
Артур Бандура отметил, что экспедиция была крайне сложной, если сравнивать с предыдущими. Но, тем не менее, все справились.
– Еще рано говорить о том хороший результат или плохой, но мы довольны.
Сама экспедиция до последнего находилась под угрозой срыва: у поисковиков не было даже палаток. Повезло с тем, что всех приютила смотрительница маяка на мысе Курбатова. Оно было и к лучшему: погода на острове оказалась не летней – дождь, холодный ветер, низкие температуры. Артур Бандура отметил, что в палатках выживать было бы гораздо сложнее.
Зрителям была представлена презентация, в которой были показаны ключевые моменты экспедиции: само путешествие поисковой группы, находки, и красивые пейзажи острова.
Ключевыми моментами презентации были фотографии найденных реликвий. Большая часть из них была привезена на пресс-конференцию. Некоторые раскопанные предметы были в хорошем состоянии, но большую часть предстоит чистить специалистам.
Например, одной из самых ярких находок стал сержантский меч японского солдата «Син-гуто» в ножнах. Только специалисты смогли понять, что это за меч, так как он нуждается в чистке.
Находок было действительно много, как японских, так и советских воинов: печати, пистолеты, револьверы, противотанковые орудия, огнеметы, и, конечно же, останки. Ранее было найдено уже 9 советских солдат, за время этой экспедиции к ним добавилось еще трое. Японских солдат в этот раз было найдено 12. Их останки осенью будут переданы японской стороне для дальнейшей кремации и вывоза на родину.
Для сравнения, в 2014 году было найдено 6 японских солдат, в 2015 – 14, а советских – 14 и 28 соответственно.
Прошлые экспедиции были наполнены некоторой мистикой. Например, в 2015 году Артур Бандура рассказывал о птицах, свивших гнездо прямо над захоронением советских воинов.
В этом году животный мир также удивил сахалинских поисковиков: долгое время отряд не мог ничего найти. Уже почти отчаявшись, люди заметили над головой трех кружащих чаек. Спустя буквально полчаса, в шаговой близости было найдено первое захоронение. Три советских солдата.
Находки советских солдат останутся на территории Сахалинской области и будут в дальнейшем находиться в экспозиции местных музеев. Тоже самое коснется и японских артефактов.
– К нам никто не обращался, чтобы мы вернули найденные вещи на территорию Японии. Единственное, в прошлом году мы нашли личную печать. И родственники солдата, кому она принадлежала, были найдены. Встал вопрос о том, можно ли получить ее. А что-то другое – кружку, фляжку, ручку – у нас никто не просил, – рассказал Артур Бандура.