27.06.2016

Центральный архив Минобороны России и Германский исторический институт в Москве опубликовали архивы гитлеровского Вермахта за 1944 год. В них собраны немецкие донесения, допросы и письма, которые удалось захватить советским военным разведчиками на поле боя.

После перевода на русский язык их засекретили и отправили в архив, где они пролежали без движения до сегодняшнего дня. Самые интересные из них корреспонденту "КП" представил руководитель проекта по оцифровке трофейных архивов - представитель Германского исторического института в Москве Маттиас Уль. Он обратил внимание на неизвестные ранее документы.

1941 ГОД.

ФАШИСТАМ БЫЛО ЛЕНЬ КОПАТЬ МОГИЛЫ

Эти материалы помогают понять, какие настроения были в то время на фронтах. Вот выдержки из донесения майора Второго кавалерийского полка войск СС "О ходе операции "Припять" за август 1941 года.

Пункт "Успехи операции":" Расстреляно 6526 человек. Из них 6450 грабителей (так в документах СС именовали евреев), остальные 76 - красноармейцы и коммунисты. Попытка загонять женщин и детей на болота не имела успеха. Болота не были настолько глубокими, чтобы там утонуть. Моральное состояние личного состава очень хорошее."

Понятно, что ни стрелять, ни копать окопы немцы уже тогда не желали - утомлялись. Пытались топтать лошадьми женщин и детей в болоте. Когда становилось дурно - поручали эту работу полицаям.

Выдержки из донесения майора Второго кавалерийского полка войск СС "О ходе операции "Припять"

Маттиас Уль: Многие документы начала войны свидетельствовали, что от гитлеровских солдат требовалось освободить захваченные земли от местного населения, которое не способно себя прокормить, или работать на благо Третьего Рейха.

1943 ГОД.

ИНСТРУКЦИЯ №1: "ОБРАЩАТЬСЯ КАК С СОЮЗНИКАМИ"

Маттиас показывает оригинал приказа Главнокомандующего армейской группой "А" генерал-фельдмаршала Эвальд фон Клейста, который появился еще в 1943 г. Того самого Клейста, что в 1941 году своей танковой армией взял в окружение по Киевом 5 советских армий и 600 тысяч советских солдат и офицеров. Есть перевод этого приказа  на русский язык для начальника разведотдела штаба 4-го Украинского фронта генерал-майора Грязнова.

Инструкция №1

"Исход зимних операций вызвал у гражданского населения недоброжелательное к нам отношение. Мы должны еще сильнее чем раньше добиваться положительного отношения населения к нам. Безразличное или враждебное отношение означает усиление деятельности банд, ограничивает число желающих добровольцев поступать на службу Германии", - с таких слов начинается приказ.

Далее немецкий фельдмаршал указывает, что с жителями, которые находятся на территориях занятых его войсками следует "обращаться, как с союзниками".

"Надлежит создать социальное обеспечение, которое в первую очередь должно охватить беременных женщин, нетрудоспособных, детей, снабдить больницы лекарствами, а матерей и детей - молоком", - говорится в документе.

В это даже не верится!

А еще фельдмаршал планировал развивать на занятых им территориях среди крестьян мелкое предпринимательство, сельское хозяйство, поощрять их скотом, и предупреждал, что сборы с крестьян "не должны были превышать того, что забирали большевики".

"Ни при каких обстоятельствах не следует отбирать у крестьян последнюю корову, свинью или овцу," - приказывал Клейст. Кстати, в последствии он оказался единственным гитлеровским фельдмаршалом, которому позволили умереть в советской тюрьме собственной смертью (в 1954 году ему было 73 года).

- Очевидно, что этот приказ прусского аристократа побывал на весах правосудия после войны, - сказал «Комсомолке» Маттиас Уль.

1944 ГОД.

ИНСТРУКЦИЯ №2: "В РУССКИХ ТЕЧЕТ КРОВЬ ВИКИНГОВ"...

А вот на пожелтевшем листке Памятка для войск: "Десять заповедей при обращении с русскими". Ее военные разведчики захватили в январе 1944-го вместе "языком" у деревни Мяклово Витебской области. Памятка больше похожа на сборник заповедей Божиих, но для немецких солдат:

"не будь заносчив с русским",

"будь с ним справедливым",

"хвали, если он хорошо работает",

"не бей его, не вешай, как это делали при царе",

"не обращайся с русским, белорусом, украинцем, как с человеком второго сорта",

"будь вежлив с женщинами",

"не отнимай продукты и вещи, как комиссары",

"критика к русским должна быть справедливой",

"предоставить абсолютную свободу к выбору религии",

"не кричи и не ругайся на русского".

Особого внимания заслуживает страница, где немцам объясняют, с кем они уже три года воюют.

"Русские, особенно белорусы, украинцы и северные великоруссы принадлежат к семье арийских народов. В их жилах течет много крови викингов, чем они очень гордятся. Русские знают, что они во многом не достигли ступеней западно-европейской культуры, но на протяжении веков они стремятся к этому, и не без успеха", - говорится в инструкции. Есть там и объяснение тому, почему еще они не достигли этих самих ступеней: "не презирай русских только потому, что они по условиям климата, благодаря Советскому режиму и военным событиям выглядят бедно и оборвано".

В ГЕРМАНИЮ ПРИГЛАШАЛИ СЕМЬЯМИ

- Что же это такое Матиасс? С чего такие перемены?

- У Третьего рейха была техника, оружие, но вот воевать уже было некому, - говорит нам германский историк. - Потери на Восточном фронте были колоссальными и невосполнимыми. В 1943 году, после Сталинградской битвы немецкому генералитету стало ясно, что война будет затяжная, и понадобиться все больше человеческих ресурсов. Немцам нужны были помощники из местного населения, чтобы создать из них этнические подразделения. Но то, что получалось с венграми и румынами, с советскими гражданами повторить не выходило.

Наступил перелом в войне. Набрать добровольцев - желающих служить интересам Германии становилось все сложнее. Например, в 1944 году советские военные разведчики захватили в Крыму уникальный документ подписанный замкомандиром дивизии генерал-лейтенантом Рейнгадтом "О порядке использования рабочей силы".

В нем генералы Вермахта требовали отправить всех здоровых крымчан для службы в Германию, но запрещали своим солдатам и офицерам проводить "дикие эвакуации", так как после этого здоровые мужчины уходили в банды, и требовали "избегать термина - эвакуация лиц, пригодных к военной службе", предлагая использовать термин "выделение рабочей силы для борьбы против большевизма". Служить в Германию уже приглашали семьями.

- А о чем в 1944 году думали рядовые немцы в окопах?

- Есть среди документов интересная аналитическая справка. В ней немецкий военный психолог рассказывает о разговорах среди солдат. В тот момент, когда их гнали из Крыма, они рассуждали о возмездии, которое их постигнет, о том, что будет с огромной денежной массой без населения, и женщинами, которые остались без мужей. Примерно в это время среди немецких военнослужащих распространяли приказ о приговоре обер-фельдфебелю, который на оккупированной территории получил в распоряжение лесопильный завод.

Немец стал мучить, и грабить местных жителей, и они ушли в партизанский отряд. За это фельдфебель был осужден немецким военно-полевым судом к 4 годам тюрьмы. Отмечу, что к концу войны в немецкую армию были готовы брать ... даже военнослужащих Красной армии. Таковым стало положение германских войск - фатальным. Война ими была уже фактически проиграна.