28.06.2016

В рамках перекрестного Года России и Греции в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Византия сквозь века», самая масштабная с момента основания музея экспозиция сокровищ великой империи.

Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

К предметами искусства, хранившимся в Эрмитаже, добавились памятники музеев, библиотек и монастырей Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Столь представительной коллекции византийского «изящного искусства» Греция в Россию еще не посылала.

— О такой выставке мечтали поколения сотрудников Эрмитажа, — отметил, открывая экспозицию, директор музея Михаил Пиотровский. — Здесь есть диалог разных коллекций и прекрасная история. Мы видим, как из античности рождалось византийское искусство, а дальше русская культура, которая показана у нас в других залах.

Экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры — с первых веков нашей эры и вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Представлены все художественные форматы — скульптуры, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик; бронзовые литургические сосуды; ювелирные золотые изделия; перегородчатые  — с использованием тончайших металлических пластинок — эмали; иллюминированные — украшенные красочными миниатюрами и орнаментами — рукописи.

Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports

Кроме того, в экспозиции — двухметровая, шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник и, конечно, живописные иконы XII – середины XV веков.

Византийская иконопись неизменно привлекает посетителей Эрмитажа. Музей обладает одним из лучших ее собраний VII–XV веков, в том числе и иконой «Преображение». Этот шедевр был частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной доске, а затем распиленного на отдельные сцены. Одна из них — «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах — привезена в Петербург, и зрители имеют возможность увидеть ее вместе с «Преображением» — как и предполагал безымянный мастер.

Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис», 1300 г. Византийский и Христианский музей в Афинах. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Много любопытствующих привлекает мозаичная «Богоматерь Эпискепсис». Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии, откуда ее перевезли в Грецию. Термин «эпискепсис», или «встреча», был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского храма. Изысканный колорит — красные, зеленоватые, оливковые и золотые тона — выделяет икону среди памятников Палеологовского ренессанса, пережитого империей перед гибелью.

А во времена своего расцвета Византия наследовала памятники античности. На берега Босфора свозились мраморные и бронзовые скульптуры, бюсты, колонны, обелиски. В провинции с языческим наследием поступали просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым лишая неугодного бога власти.

На выставке можно увидеть образцы подобной «христианизации» — афинские скульптуры мальчика и Афродиты, причем лицо богини любви значительно искажено. Детскому саркофагу из коллекции Эрмитажа повезло больше — стенка с цирковыми сценами не пострадала, но оборот ее освящен крупным четырехконечным крестом.

Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports

Византийцы «христианизировали» не только идолов и мраморные плиты, но и произведения прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа и в особенности миниатюрные драгоценные камеи — искусный резчик легко превращал римскую матрону в Христа-младенца.

Витрины с ювелирными изделиями традиционно пользуются любовью дам, и эта выставка не исключение. Счастливицы, которым удастся надолго задержаться у экспонатов, по достоинству оценят  золотые изделия со вставками драгоценных камней и жемчуга. Обращает на себя  внимание естественная, природная форма камней и разнообразные технические приемы работы с металлом — от литья и чеканки до ажурной проволоки и филиграни.

Препендулия (длинная височная серьга). X в. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Художественно преобразованный быт византийцев также представлен. Ценители красоты и комфорта отметят фрагменты мозаичных полов с изображением времен года, небесных светил, цирковых и охотничьих сцен. Нередко подобные полы украшали христианские храмы.

Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург. Увидеть ее можно зале № 112. Другой большой фрагмент, датированный IV столетием, изображает Осень — танцующая женщина держит покрывало, наполненное фруктами.

Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports

Есть в экспозиции и хронологический диссонанс, который устроители называют сознательным. Среди византийских икон, мозаик и фресок размещено живописное полотно «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Последний византийский гуманист, по замыслу организаторов, объединяет искусство через века.

Для желающих углубить знания о Византии в информационной зоне экспозиции подготовлены печатные издания, экспликации, фильмы и иллюстрированный научный том «Искусство дивной красоты и духовности», написанный куратором выставки Юрием Пятницким.

Выставка открыта до 2 октября