28.04.2016
Два из четырех найденных медальона — это изображения Девы Марии с младенцем Иисусом на руках (на фото более уцелевшая находка).

Два из четырех найденных медальона — это изображения Девы Марии с младенцем Иисусом на руках (на фото более уцелевшая находка).

То, что в Калининграде любые мало-мальски значимые строительные работы должны непременно предваряться археологической разведкой, в очередной раз доказали находки, сделанные сотрудниками предприятия «БалтСпецАрхеология». Осенью прошлого года в бывшем кенигсбергском районе Ластадие проводилась т. н. «шурфовка» на месте реконструкции построенной еще при немцах канализационной станции. И в одном из шурфов были обнаружены четыре предмета, которые специалисты идентифицировали как медальоны паломников XV века.

Как известно из истории, мощный институт паломничества до начала периода Реформации в 1517 году существовал практически во всех странах Европы. Католическая церковь это движение, конечно же, активно поощряла. Причем не только морально. Скажем, отправляющихся на поклонение к святым местам на время путешествия даже освобождали от налогов – огромный бонус по тем временам! Так что, быть пилигримом было выгодно и в экономическом отношении (если не считать вполне себе вероятной опасности встречи с разбойниками на большой дороге).

Поначалу – что вполне естественно – бешеной популярностью у паломников пользовалась Святая Земля, куда устремлялись европейские путешественники буквально десятками тысяч. Однако после того как сарацины стали полными хозяевами в Палестине, возможность безопасно побродить по местам, где родился и проповедовал Христос, для христиан свелась практически к нулю.

В этой конной фигурке опознали Святого Георгия...

В этой конной фигурке опознали Святого Георгия…

Что за беда! И на континенте вполне хватало мест, где обретались те или иные подвижники, причисленные после смерти к сонму святых. В нынешней Калининградской области объектами активного паломничества являлись, например, кирхи Юдиттен и Арнау. Так что, Кенигсберг тоже мог похвастаться обилием таких вот иностранных «туристов». Судя по всему, обнаруженные в районе современной улицы Виктора Гюго изделия из олова принадлежали кому-то из них. К слову, на одном из медальонов сохранился даже фрагмент материи грубой выделки, похожей на мешковину.

ДВЕ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

Дело в том, что такими значками пилигримы очень любили украшать свою одежду, прикреплять их на шляпы и сумки. Самым распространенным было изображение пальмы (с которой этимологически связано само слово «паломник»), однако средневековые мастерские в массовом количестве отливали также лики святых и даже целые жанровые сценки. Причем некоторые из последних по современным понятиям вполне можно счесть откровенно непристойными. А вот люди того времени, видимо, предпочитали руководствоваться принципом «что естественно, то не безобразно». Но изначально богоугодное увлечение впоследствии неожиданно стало опасным.

— Можно предположить, что от жетонов их владельцы избавились намеренно, — подтверждает калининградский археолог Евгений Калашников. – Ведь в период Реформации такие украшения начали приравнивать к языческим символам со всеми вытекающими из этого последствиями.

... а вот что изображал последний жетон - пока непонятно.

… а вот что изображал последний жетон — пока непонятно.

Насколько смогли установить исследователи, два из четырех найденных медальона – это изображения Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. В конной фигурке опознали Святого Георгия. А вот что изображал последний жетон, пока непонятно, так как он сохранился лишь частично.

Остается сказать, что это уже не первый случай обнаружения в Калининграде медальонов паломников. При раскопках в районе набережной Трибуца в 2014 году археологи нашли более двух десятков артефактов такого рода. Среди них были подвески в виде секир – символа мученической смерти святого Олафа, а также лики Святого Кутберта Линдисфарнского и Святой Цецилии.

— На мой взгляд, вполне логично, если все медальоны, найденные на набережной Трибуца и улице Гюго, в дальнейшем были бы представлены в рамках одной музейной экспозиции, — считает Евгений Калашников. – Она могла быть посвящена истории паломничества в Восточной Пруссии.