27.04.2016

Не каждый день археологи натыкаются на древние мозаики с изображением веселых скелетов. Необычная находка была сделана во время раскопок на юге Турции возле города Антакья (область Хатай).

Руины древнеримской виллы были обнаружены еще в 2012 году на участке, предназначенном под строительство канатной дороги. Но только сейчас археологи расчистили и изучили напольные мозаичные изображения, сообщают издания Daily Sabah и Hurriyet Daily News.

Местных специалистов трудно удивить великолепными мозаиками: Археологический музей в Антакье обладает второй по величине коллекцией древних мозаик в мире. Современная Антакья – наследница Антиохии Великой, или Антиохии-на-Оронте.

Этот город был основан в 300 году до нашей эры Селевком I Никатором, одним из полководцев Александра Македонского. В 64 году нашей эры Антиохия стала частью Римской империи, в составе провинции Сирия. При римлянах Антиохия входила в тройку крупнейших и богатейших городов своего времени, ее даже называли "восточным Римом". Зажиточные горожане строили для себя роскошные загородные виллы, а что за римская вилла без мозаик?

"Мозаика со скелетом" (так ученые окрестили свою находку) украшала трапезный зал виллы, построенной в III веке нашей эры. Ее необычность – в сюжете. По заказу владельца виллы древние мастера создали целый "комикс" или, по-научному, триптих.

На третьей, заключительной "картинке" на черном фоне изображен жизнерадостный скелет, возлежащий на подушечке во время трапезы. В костяной руке он держит чашу, рядом с ним – сосуд с вином и каравай хлеба. Смысл изображения поясняет надпись на греческом, похожая на современный мотиватор: "Будь весел, наслаждайся жизнью" (такой перевод предложили турецкие специалисты).

Ко времени создания "мозаики со скелетом" местное общество в полной мере восприняло римские обычаи. Знание этих обычаев помогло историкам разгадать смысл мозаичного триптиха. Демет Кара, сотрудница Археологического музея Хатая, поясняет:

"По законам высшего общества того времени, наиважнейшими событиями светской жизни считались две вещи: баня и ужин. В первой сцене триптиха изображен чернокожий (или запачканный сажей) человек, разжигающий огонь.

Это может символизировать принятие горячей ванны. Вторая "картинка" рассказывают целую историю: на ней изображены солнечные часы и бегущий к ним юноша в сопровождении слуги.

Солнечные часы показывают время между 9 и 10 часами вечера. 9 вечера – это время омовения. А юноше нужно успеть на ужин к 10. Надпись на изображении сообщает, что молодой человек опаздывает. Опоздание на ужин считалось серьезным нарушением правил хорошего тона".

Серьезность ситуации передает одна забавная деталь: юноша на мозаике так торопится, что даже потерял одну сандалию. Заключительная часть триптиха – тот самый бесшабашный скелет с вином и хлебом. От скелета исходит ценный совет, не потерявший своей актуальности и в наши дни: "будь весел, наслаждайся жизнью".

В Турции мозаика с изображением скелета обнаружена впервые.

"Мозаики с подобным сюжетом ранее находили в Италии, но мозаика из Антиохии более подробная и выразительная", – сказала Демет Кара.

Интересно, что изображений со сходным сюжетом известно всего два, оба датируются I веком нашей эры и оба — черно-белые. Наиболее известное – симпатичный скелет с двумя кувшинами для вина, обнаруженный при раскопках римской виллы в Помпеях.

Второй мозаичный скелет был найден в Риме, он более мрачный и философский, надпись на греческом гласит "Познай самого себя".

Демет Кара права в своих выводах: по сравнению с уже известными науке скелетами мозаику из Антиохии – созданную в III веке, цветную, с развернутым сюжетом – действительно можно назвать уникальной или, как минимум, редчайшей.